Здоровье
May 2, 2022

А где же папы?

Одна моя читательницы переехала из Уфы в Берлин. Прилетела сюда с сыном незадолго до начала локдаунов (т.е. в последнюю секунду успела). У нее "особый ребенок", родовая травма, и он отстает в развитии на разных фронтах и разными способами. Она была уверена, что в Уфе не сможет дать ребенку все нужное для максимальной реабилитации. Программист. Писала мне письма и задавала разные вопросы про врачей и реабилитацию, и мы пару раз встретились в одной из клиник, попили вместе кофе в кафе.

И вот на днях встретились в парке - она снова водит ребенка в клинику, которая недалеко от моего дома.

Вообще она все свободное от работы время тратит на ребенка. Записала на все-все, что врачи прописали, и очень много с ним гуляет, играет, все время пытается играть с ним в какие-то развивающие игры. Он делает большие успехи. Ходит в садик для особых детей, но обещают, что если все так будет развиваться дальше, он сможет пойти в обычную школу.

И вот она каждый раз рассказывает, в каком она шоке от родителей, которых встречает на реабилитации. Там ведь есть и групповые занятия для детей, и просто занятия, когда приходишь, и видишь других родителей, которые как раз уходят или приходят, или заходят на прием в соседние кабинеты. Перед отъездом она два года ходила на все то же самое в Уфе, между этим два раза ездила в Москву в какие-то клиники консультироваться, и там тоже видела других родителей.

Так вот: она здесь видит отцов. Пары (мама и папа) и отцы, которые приводят своих детей сами. В России она якобы во всех этих очередях и комнатах ожидания видела только мам и бабушек. Частенько они разговаривали. И, чем тяжелее инвалидность у ребенка, тем чаще отцы там не просто "были заняты", но и просто давно ушли. Как только стало ясно, что у ребенка - серьезный порок развития.

Я говорила, что вообще-то очень часто мамы сидят дома с детьми, сначала в декрете. А если ребенок нездоров, то и после декрета. А мужчины действительно должны изо всех сил зарабатывать деньги, чтобы всех прокормить, плюс наверное нужны деньги на лечение и всякие процедуры или вспомогательные средства. Понятно, что обычно по больницам ходят мамы. Но нет.

Она настаивала на том, что абсолютное большинство этих мам - одиночки. Сначала - да, отцы зарабатывают, мамы возятся. А потом отцы начинают говорить о том, что после тяжелой работы им трудно еще смотреть дома на своего страдающего ребенка. (Плюс, такие дети бывают сложными, не спят по ночам, мешают отдохнуть.) И отцы уходят. Сначала "пожить отдельно", поночевать у мамы, чтобы выспаться, иначе не получится дальше зарабатывать. Потом находят какую-то новую жизнь. Обещают "участвовать материально". Платят алименты, иногда наведывают, потом заводят новые семьи и становятся совсем занятыми.

Это, якобы, классический сценарий.

На самом деле здесь ведь тоже часто так, что мама начинает заниматься ребенком. И если ему нужно особо много внимания, то мама часто бросает работу, или начинает работать на полставки. А отцы работают и обеспечивают семью.

Но она возражает: "Да, может быть, но общая картина другая. Видела много отцов, которые хвастаются, что год сидела дома с ребенком жена, а теперь год - они. Чтобы никто не потерял шансы и ценность на трудовом рынке. Либо оба работают, но тратят часть заработков на няню. Делают дома расписания, ставят работодателей перед фактом, что каждому из них сколько-то раз в неделю нужно уходить раньше, водят на занятия по очереди.

По отцам видно, что они и вне сеансов реабилитации занимаются с детьми. Знают наизусть весь репертуар упражнений. Обсуждают следующие встречи с реабилитологами, четко зная все расписание ребенка. Про одного она рассказывала, как он болел за дочь, когда она пыталась станцевать танец. И по нему было видно, что он знает всю хореографию наизусть. Т.е. долго с ней занимался, или смотрел, как с ней занимается тренер.

В общем - якобы она в России таких отцов не видела.

Дорогие читатели! Ну напишите мне, пожалуйста, что вы находитесь в странах СНГ, и вы таких отцов и такие семьи видели! Или вы - такие отцы! Или у вас муж такой! :-) Ну хочется верить в лучшее. Хотя понимаю, что видимо встречается реже. Раз пациенты делают такое наблюдение.