Живу, личное
May 20, 2023

Ужасная история

В Душанбе мы жили в большом дворе. Мы жили в трехэтажном доме с несколькими подъездами, рядом с ним было еще несколько похожих, напротив был ряд из небольших "односемейных" домиков с крошечными садиками, и все эти дома (не помню сколько - 8-10?) были расположены таким длинным-предлинным кольцом. Они образовывали вместе некое замкнутое пространство, в котором бегала толпа детей, и все соседи как-то знали друг друга.

У этого супердлинного двора была общая помойка, песочница, душ на улице, общий кран на дворе, турник. И небольшая "площадка" - просто прямоугольник, на котором не было асфальта, где ребята играли в футбол. Детвора со всего этого двора периодически объединялась в большоую орущую тучу, и до позднего вечера гоняла вокруг этих домов. Играли в прятки и еще в какие-то коллективные игры.

И на весь этот двор было три семьи, где были дети с тяжелой инвалидностью. Такие, которые могли ходить, но не говорили. Что-то мычали. Их кормили из ложки и они не могли сами за собой ухаживать. Обычно они стояли у калитки и издавали какие-то звуки, а члены семьи на них периодически орали "нельзя". Им все было нельзя, потому что они все могли только сломать или опрокинуть.

Одна такая семья была чуть ближе к нашему дому, и я со старшими сестрами дружила (и до сих пор изредка переписываюсь.) Другая - на противоположном конце этого двора, там были старшие брат и сестра.

Так вот - те и другие - этнические немцы. Та семье, где были две сестры, в какой-то момент оформили все документы и уехали в Германию. Доехав до сюда, они первым делом оформили инвалидность на эту младшую сестренку. Конечно же ее здесь оценили по местной шкале как самый тяжелый случай. И они воспользовались возможностью сдать ее в государственный дом инвалидов. Они здесь чистые и уютные, и любых инвалидов, независимо от того, что они могут, что понимают, и насколько могут взаимодействовать с окружающими, как-то подключают к общей жизни. Ежедневно выводят гулять, водят к парикмахерам, устраивают им во дворе пикники. Ухаживают. В общем - это все здесь организовано настолько хорошо, насколько это вообще возможно.

И они эту сестренку туда отдали, и больше никогда не навещали. Когда мы об этом переписывались, они написали, что "все равно она ничего не понимает". А они намучились с ней первые 15 лет ее жизни, и хотели уже просто сами жить. Просто нормально жить, не кормя и не переодевая много раз в день беспомощного члена семьи. Они быстро повыходили замуж, нарожали детей, и мама бросилась заниматься внуками.

Они, в принципе, свой долг выполнили. И дальше приняли вот такое решение.

А другая семья, где были старшие сын и дочь, поступили иначе. (И я про это узнала только сегодня, переписываясь с еще одной соседкой, выросшей в том же дворе.)

Они оформили все документы, на всех членов семьи, кроме одного. Тихо собрали вещи и уехали. Тоже в Германию. Соседи не сразу поняли, что они вообще уехали. Увидели, что девочка одна бродит по двору. (Они ее оставили в квартире, дверь не запрели.) Потом поняли, что остальных членов семьи нет. Потом другие соседи, с другого конца двора, сказали, что они же тоже вроде в Германию собирались.

Вызвали милицию, девочку забрали в дом инвалидов. На них завели уголовное дело, за то, что они оставили ее, несовершеннолетнюю, без присмотра. Бросили.

А они уехали и живут тут. В соцсетях не представлены. Но кто-то из тогдашних соседей знает, что они здесь, одно время жили в одном городе. Потом они переехали в маленькую немецкую деревню. Тоже все устроились, создали семьи и живут.

А я вот хожу и думаю: а почему нельзя было поступить так же, как сделали соседи? Довезти хотя бы до сюда, и тут уже отдать в дом инвалидов? Тут, все-таки, намного лучше условия, чем в Душанбе. (Я там не видела эти заведения изнутри, но говорят, что они ужасны.) Пожалели сколько-то лишних денег на это? Не хотели даже уже в дороге с ней мучиться?

Представляете - это вот семья так села и договорилась. Вернее договорились, наверное, родители. А детей поставили перед фактом. Старший сын там был уже совершеннолетний, девочке было где-то 17, когда они уезжали. Вот они все вместе договорились, собрались, уехали. Закрыли за собой дверь, оставили там сестру. И забыли? Почему они сами не сдали ее в дом инвалидов прямо там? У нас же можно было это сделать, насколько я знаю. Надеялись, что ее кто-то из соседей возьмет? Никто не захотел, естественно, слишком сложный ребенок. Ну и не так это просто. Боялись, что тут никуда сдать не смогут?

Мне кажется, что для брата и сестры этой девочки это тоже травма. Вот так началась их взрослая жизнь. С такого поступка. Как это улеглось в их систему ценностей, которая в этом возрасте еще формируется? Выучили ли они, что в случае чего можно так поступить с неудобным человеком?

Я на самом деле не осуждаю, у нас было очень трудно жить с такими инвалидами. Никаких памперсов в природе не существовало, денег было мало, все работали, вертелись. И в плохих условиях, в бедности, еще мыли, кормили и одевали такого вот инвалида. И особенно тяжело было с теми, кто ничего не понимал, не говорил, но мог ходить и что-то делать. (Ломать окружающие предметы, уходить из дома в неизвестном направлении.) Помню, как они сокрушались. Я еще была ребенком, и слышала эти обсуждения: "Ну что ее, к батарее, что ли, привязывать? Уходит со двора, или дома все ломает, если не проследить и уйдет одна в туалет - все стены дерьмом измазывает."

В общем - им было непросто, и я очень хорошо понимаю желание зажить какой-то нормальной своей жизнью.

Как тогда сказала одна из сестер из первой семьи: "Мама так обрадовалась, что теперь может заниматься внуками, которые вырастут."

Но все равно - были же разные решения, как можно было отделиться от такого члена семьи. Почему выбрали именно такой?