Африканские ткани - печальные истории
Взяла в библиотеке книгу WAX, читаю. Это как бы лучшая книга про это, встречающаяся во всех книжных магазинах и библиотеках, переведенная на английский и немецкий. (В оригинале она написана на французском, автор - Anne-Marie Bouttiaux.)
И бывает так - читаешь текст, и прямо слышишь каким сердитым, возмущенным тоном он написан. И, в общем-то, я автора понимаю. Вся история этих тканей крутится вокруг того, что самим африканцам все никак не дают на этом заработать. И вообще... давайте сначала. Изначально в Африке существовали их традиционные ткани. Они были очень яркими, и многие делались в технике батик. Эта техника, в виде хобби, давно дошла до нас. Поэтому большинство из вас знают, как выглядит настоящий батик ручной работы.
Европейцы (для хобби) приспособились рисовать узоры воском на тонком шелке, потом красить все один раз в несколько цветов, с размытыми переходами и разводами, вот и все. После этого воск из ткани выстирывается, и там, где был воск, ткани не прокрашивается, и остается белый контур. Африканцы пошли дальше. Они рисовали вручную орнаменты воском на ткани. (Дада, на целых полотнах, равномерно рисовали какой-то паттерн. Я видела, как это делается, они невероятно лихо закрашивают почти одинаковыми элементами метры ткани.) Либо на ткани наносят воск большими деревянными штампами. Потом ткань всю красят. Потом выстирывают воск. А потом процесс повторяют, и так - несколько раз, чтобы ткани получилась многоцветной. При этом нужно мыслить стратегически - думать, какие цвета с какими смешаются, что должно прокраситься только одним из многих цветов. некоторые плоскости приходится прокрашивать по несколько раз, чтобы в итоге туда попал только один цвет. В общем - сложная техника, в которой научились изготавливать многоцветные ткани.
Но настоящий батик выглядит совсем не так, как то, что нынче понимают под словом "Wax print". На настоящем батике всегда видно много заломов от воска, и ткань более пятнистая, краска всегда прокрашена не на 100% равномерно. Все выглядит более пятнистым. (И живым.) У этих тканей есть преимущество: они невероятно красивые и живые, и каждый узор действительно уникален. Есть и недостаток: если настоящий батик стирать в стиральной машине, он довольно быстро побледнеет. Ткани красят натуральными красками, и закрепляют только смесью из соды и пепла. И стойкость у всего этого не самая лучшая.
А теперь к тому, что мы сейчас называем "Африканским вакс-принтом". В 16 веке голландцы привезли такие вот батик-ткани с острова Ява, чтобы продавать их соседям (в основном - англичанам.) Около 1880 года они начали пробовать производить ткани промышленным способом, усовершенствовав технику батика. Т.е. это был тот же батик, только тепереь его делали на фабрике. Вместо деревянных форм, на которых были вырезаны узоры, использовали сначала медный валик, в котором нужный узор вытравливался кислотой, как для офортов. Потом ткань прокатывалась между валиками, при этом на нее ровным слоем наносился воск, в тех местах, которые выпирали на валиках. Далее ткани в таком же расправленном виде прокатывалась через ванну с краской, и дальше - через ванны с раствором, где воск выстирывался из ткани. Весь этот процесс проделывался столько раз, сколько было нужно, чтобы получить желанное количество цветов. Из-за того, что все это делалось в таких вот промышленных условиях, ткань получалась очень ровно прокрашенная. Без заломов, потеков в местах, где поломался воск, и.т.д. Безусловно, если совсем близко рассмотреть такую ткань, можно найти мелкие неровности. И видно по некоторым уголкам, что это делалось в такой технике. Но результат не сравнить с тем самым настоящим батиком.
В итоге родилась на свет голландская фирма Vlisco, которая начала изготавливать такие ткани, вдохновляясь африканскими узорами, и они попытались продавать их сначала в Европе, а потом в других странах. И так сложилось, что европейцы не очень прониклись и покупали плохо. Зато в Африке эти ткани обрели огромную популярность. Возможно потому, что изначально у них же и срисовали? В итоге голландцы начали заваливать Африку этими "Африканскими" тканями, а африканцы быстренько интегрировали эти ткани в свой быт, культуру и моду. Долгое время фирма Vlisco посылала дизайнеров в Африку, чтобы они там, прямо на месте, узнавали, какие там появляются модные течения. Чтобы еще успешнее выпускать новые орнаменты, которые очень хорошо "пойдут" потом в Африке. Мало того, местами они просто радостно срисовывали у метсных художников (то, что становилось популярным) и выпускали свой вариант. Только ярче и дешевле. И из-за того, что они выпускали ткани в промышленных условиях, и совершенствовали рецептуру, на их тканях краска держалась лучше.
Через некоторое время в Гане начали строить такие же заводы, чтобы появились такие ткани, которые бы выпускались непосредственно в Африке. Но тут выяснилось, что самые популярные узоры уже запатентованы Vlisco (в отличие от местных умельцев они все образцы патентовали и защищали, как это принято на западе.) Возникли некоторые судебные разбирательства, после которых фабрики в Гане начали разрабатывать свои орнаменты, или похожие на то, что популярно - но достаточно отличные. В итоге в Африке выросли и набрали обороты четыре известные фабрики, выпускающие такие ткани. Но через некоторое две из них скупили те же Vlisco, а остальные - какие-то огромные китайские концерны.
Теперь в Африке есть свое производство этих тканей, там работают африканцы и получают зарплату (что уже хорошо). Но принадлежат они опять не африканцам.
И, если серьезно - это не "традиционные африканские ткани". Это нечто новое, европейская интерпретация африканских народных тканей, которая у них же стала популярнее, чем "свое". Как это часто случается.
Правда в последнее время это все так смешалось. Африканцы эти ткани считают "своими", хотя часто на них наживаются многие, не имеющие отношения к Африке и африканской культуре. Однако в последние многие годы рисунки для новых тканей возникали именно в африке, основанные на местах мемах, популярных историях и темах. И у них сформировалась своя современная мода, основанная на этих тканях и их характерной эстетике.
К сожалению в книге про значения разных орнаментов написано очень мало. Я обнаружила, что знаю гораздо больше, чем там написано. (А надеялась там что-то узнать про это, чего я еще не знала.)
P.S. Теперь валики больше не травят кислотой, потому что это очень вредно для всех вовлеченных. И отходы очень врезные. Нынче рисунки делают в компьютере и потом вырезают из валика фрезерным станком, который управляется компьютером.
А кто снял самый лучший фильм про весь этот процесс? Фирма Диор, когда они решили выпустить такие материалы для собственной коллекции, собственно в Африке на одном из тех самых больших заводов. Смотрите, как красиво:
P.P.S. Напомню, что при такой технике ткани прокрашиваются насквозь. Воском и потом краской. Поэтому на лицевой и изнаночной стороне ткани выглядит совершенно одинаково. Что очень удобно, если шить вещи, у которых будут засучиваться рукава и штанины - не видно бледной обратной стороны ткани. Или когда шьют платья, у которых юбки спереди короче, чем сзади. И видно обратную сторону ткани на задней части. :-)
И ткани конечно после покраски еще раз выстирывают, но они сохраняют некоторую дополнительную стабильность из-за всего воска, который там побывал. Она уходит через 2-3 стирки. И еще - из-за того, что ткань уже много раз прогнали через горячую покраску, она больше не садится. Можно кроить и поперек долевой нити, и по диагонали, или одну часть вдоль, другую - поперек. Ничего не перекосится.