Про африканские ткани
Вы тут просили написать про африканские ткани. Сразу напишу, что я - не специалист. (Вообще-то надо читать и спрашивать тех, кто вырос и живет в Африке!). Но напишу то немногое, что про это знаю. Речь, конечно, о тканях, которые называются Wax print- те самые, яркие, которые все знают. Они еще называются Ankara Fabric, Dutch Wax Prints или Holland Print.
Их модно глобально разделить на два вида: напечатанные вручную и промышленным способом.
Те, которые печатаются вручную, производятся в Африке. И, к сожалению, они не такие цветостойкие, их нужно осторожно стирать в не слишком горячей воде, лучше всего - руками. И они, понятное дело, намного дороже, потому что - ручная работа. Те, которые выпускаются промышленным способом, большей частью производятся в Голландии. Так сложилось, что около ста лет назад голландская фирма Vlisco начала производить такие ткани, и продавать их в Африку и в Европу. В Европе они совсем не прижились зато в Африке продавались очень хорошо. Поэтому они теперь доминируют африканский рынок. Еще существуют два производителя из Ганы - Akosombo и London Wax. И конечно не обошлось без подражателя из Китая, Hitarget, продукцию которого все презирают, потому что она хуже качеством. На всех таких тканях название производителя пропечатаны на кромке. И те, кто разбираются, следят за тем, чтобы ткань была сделана кем-то из этих популярных производителей, это - знак качества.
Помимо этого у кромки есть важная функция - она помогает хоть как-то различать лицо и изнанку. Потому что у настоящих вакс-принтов они совершенно одинаковые. Это вот - знак качества - на обеих сторонах ткань должна быть совершенно одинаково яркой. Есть всякие подделки, напечатанные цифровым способом, и их сразу видно, потому что изнанка бледнее. Из настоящих вакс-принтов очень удобно шить вещи, у которых будут засучиваться рукава и штанины. Т.к. при этом не становится видно бледную изнаночную сторону. Также можно осознанно "зеркалить" некоторые рисунки, просто переворачивая ткань для одной стороны одежки.
Эти ткани почти всегда продаются куском по 5.5 метров, это 6 ярдов. И такой кусок называется словом Complet. Из него как раз выходит "комплект" - одни штаны, рубашка и мужской головной убор, либо платье (или юбка-блузка) и тюрбан. Такой кусок называется Half piece - половинка. Потому что, как вы наверное уже догадались, "целый кусок" (full piece) - это 12 ярдов. На двоих. Чтобы муж и жена оделись в одинаковое. Они очень любят так делать, ну особенно, конечно, на праздники.
И вообще - в Африке эти ткани - символ статуса. Они сами говорят, что "молодые" не очень носят такие ткани, либо используют их "нетрадиционно" - шьют из них современные одежки, и комбинируют с "европейской" одеждой. А "взрослые" очень любят носить "традиционное". Однако молодые и взрослые разделяются не по возрасту, а по факту замужества. Пока незамужние и неженатые, они числятся в рядах молодых, как женятся, так сразу взрослые. Поэтому, если вы видите в Африке молодых людей одетых в традиционные одежды из такой ткани, это означает, что они уже "семейные".
Ах, да, и многие думают, что эти ткани называются "восковыми", потому что их пропитывают воском. Но это не так. Изначально они так назывались, потому что этот материал всегда печатался в технике "батик". вы наверное все знаете, как это работает. Воском пропитываются те части ткани, куда не должна попасть краска. Потом ткань красится. (И места, где воск, остаются непрокрашенными), потом воск выстирывается. Потом все то же самое проделывается для следующего цвета. Так многоцветные ткани проходят до 20-30 операций. И после всего в ткани остается какой-то минимальный остаток от этого воска, и за счет этого они вначале несколько более плотные. Кто пробовал долго шить из такой ткани, замечал, что совсем немного ощущается этот воск на руках. (Не то чтобы у вас прямо руки будут воском покрыты, но немного оно чувствуется.) С каждой стиркой ткань становится все более мягкой, и где-то через 5-10 стирок воска там не остается совсем.
И да, фирма Vlisco и две большие фирмы в Гане до сих пор, даже в промышленном производстве, используют технику батик! Раньше они вытравливали негатив нужного рисунка на медном валике. Сейчас они их вырезают, конечно не без помощи компьютерной техники. Но все остальное остается в силе: от каждого цвета есть негатив. Этим валиком на ткани наносится воск. Потом ткань прогоняется через краску. Потом воск выстирывается. И так - для каждого цвета! Именно поэтому ткань одинаково ярко прокрашена на обеих сторонах!
И конечно узоры что-то означают. У них есть названия, у каждого известного орнамента есть патент, и номер патента всегда напечатан на кромке ткани.
Например вот этот материал с рукой несет в себе очень важный "стейтмент"! Женщина, одетая в такую ткань сообщает, что она не собирается выходить замуж с пустыми руками, она копит деньги и собирается работать, чтобы не быть зависимой от мужа!
Вот это, с завитушками - Awoulaba (королева красоты)! Посвящен этот узор красоте женских форм. Если мужчина одет в такое, он сообщает, что любит женщин с крупными формами, а если женщина - она показывает, что гордится своей пышной фигурой.
Ткани с буквами действительно носят люди, желающие показать, что они умеют читать и писать.
Интересно, что материал под названием "Большая Библия" любят носить представители ЛГБТ сообщества. (И у них есть целый ряд тканей, которые носят именно они.)
Вот это - с квадратиками - Iburaka Belun, более современное название - Barclay's Bank (вы ведь знаете, что этот банк являлся первыми "легальными кредитными акулами". Этот узор тоже о том, что "ты же не собираешься жениться с пустыми руками"? Прямым текстом это означает "выйду замуж только за богатого".
Вообще, названия всех этих узоров достойны отдельного поста. Или даже книги. Кстати, я пыталась найти такую книгу, уверена, что они есть. Но в немецкой библиотеке пока не нашла. Хотя, казалось бы, такая тема широкая.
Что еще написать про эти ткани? Это - по сути самая обычная хлопчатобумажная ткани. Но из-за работы с воском она несколько более стабильная, и из нее очень удобно кроить и шить. Также она очень уютная в носке - одновременно немного греет, но когда становится жарко, хорошо впитывает влагу, и долго не становится противной и мокрой. Поэтому из нее так любят шить штаны для танцев и спорта. (Я себе вот сшила и сыну.) После нескольких стирок остатки воска потихоньку выстирываются, и ткань становится все более мягкой. К тому же она начинает совсем немного (правда, едва-едва) ворситься, из-за чего становится еще уютнее наощупь. Штаны и рубашки из этой ткани можно аккуратно развесить на сушилке (кто сушит белье на веревке, а не в "тумблере") и тогда можно их не гладить. Они высыхают довольно ровненькими.
Как только у меня появилась первая такая вещь, все, кто увидел, сразу закричали "ооой я тоже такое хочууу". Теперь у меня тут список из "хотелок", кому бы еще чего такого хотелось бы.
Ах да, ширина тканей немного уже, чем мы привыкли в Европе - 110 или 120 см. "Компле" в 5.5 метров стоит обычно между 15 и 25 евро. Есть ткани со слоем золота, которые стоят дороже (около 35).
P.S. А мне интересно, приклеится ли к этому материалу какая-нибудь из моих футболочных пленок. Не будет ли мешать этому та самая "пропитка", которая еще остается там от воска. Но все нету времени попробовать. Надо пригладить что-то на такой кусочек, и постирать пару раз. Но все руки не доходят.