Куда делась часть личности?
Был у меня знакомый, коллега. Мы вместе работали в одном офисе два года. Т.е. в течение 2 лет я видела его по 8 часов в день, мы понемногу общались, иногда вместе обедали. Частенько к нему заходила на работу жена. Молодая пара, обоим по 35.
Если попробовать его описать, то это был симпатичный парень с бородой. Веселый, легкий на подъем, с хорошим чувством юмора. И с некоторым налетом романтизма. Когда приходила его жена, они обнимались и тыкались друг в друга носом, как котики. На праздники он дарил ей подарки. Иногда приносил их на работу, прежде чем донести до дома, и старательно заворачивал их на рабочем столе. Делал это красиво и с фантазией. Дизайнер.
В целом я могла бы перечислить многие его ужимки, характерные выражения лица, жесты и прочее. Все-таки я видела его часто, на протяжении долгого времени. Мы вместе обежали, пили чай, ходили по улице, обсуждали работу. Дело не в том, какими все эти микрожесты были, а в том, куда они делись.
Однажды он не пришел на работу, и коллеги шепотом сказали, что у него произошло ужасное горе. Жена погибла. Его не было недели две. Потом он вернулся на работу, конечно же очень подавленный. Тихо сидел, делал свою работу и уходил. Разговаривал с коллегами мало. Все выразили ему свои соболезнования. Он поблагодарил, поборолся со слезами, сказал, что сейчас не может об этом говорить, и вернулся к работе.
После этого мы работали вместе еще 9 месяцев.
Понятно, что большое горе может очень изменить человека. И наверняка у него случилась депрессия, был шок. Он ходил в психотерапию, между этим продолжал ходить на работу. Работал так же, исправно и быстро делал свое дело, работы его выглядели так же. Ничего не изменилось.
Такое ощущение, что в этом теле просто поселился другой человек.
Не могу это никак иначе объяснить. Но у него полностью и навсегда изменилось выражение лица. Жесты. Моторика. Такое ощущение, что из человека стерли все его характерные ужимки, выражения лиц, гнимасы, которые он привычно строил в определенных ситуациях. Он начал говорить другими интонациями.
Кстати, начал говорить другие вещи. Такое ощущение, что его искрящее чувство юмора кто-то отключил. Он перестал так весело и задорно шутить, смешно передразнивать кокетливым тоном заказчиков, кривляться на презентациях своих дизайнов. Исчезли утрированные интонации, которые многие немцы используют, когда хотят как-то особенно красочно что-то сказать.
Вообще, такое ощущение, будто из парня убрали какую-то веселую, игривую, расслабленную часть личности. И остался деловой, вежливый, добрый и приветливый человек. Но какой-то простоватый, без красивых жестов и украшательств.
Шок? А сколько длится шок? Про шоковые состояния же говорят, что они не могут длиться слишком долго, потом психика как-то начинает реагировать, а потом - адаптироваться. Травма? Ну да, но даже симптомы ПТБС со временем угасают. Они могут проявляться во всяких триггерящих ситуациях. Но в обычной жизни человек все больше становится похожим на себя прежнего.
Или это была какая-то часть личности, которая хорошо работала, пока была жена? Специально для нее? Которая стала "не нужной" с ее исчезновением?
Я его встретила 18 лет спустя. Сразу узнала на улице. Поговорили. Он нашел новую жену, уже давно. Старший сын - подросток, младший во втором классе. Вроде все хорошо, жизнь идет. Но он остался вот таким: второй версией себя. Первый вариант, который я видела и помню, не вернулся. Что это было?
Вот правда, такое ощущение, что в этом теле когда-то жил другой человек. Который однажды ушел и не вернулся.