Самый большой страх начинающих набросочников
Есть такой миф, что самый большой страх набросочников - это белый лист. На котором что-то надо начать. Это неправда. Это - один из страхов, но он не самый большой и не самый страшный. И лечится легко, если надо. Можно взять самую дешевую бумажку, для принтера, и у большинства от этого страх уже проходит. Просто принять решение, что вот ближайшие 3 пачки по 500 листов - это прямиком пойдет в помойку. Только перед этим будет изрисовано какой-то попыткой, и все. Каждая такая упаковка стоит около 4 евро - по-моему нестрашная инвестиция в свое образование.
Совсем нервные могут рисовать не на белом листе. Рисуйте на куске газты. Мозг прекрасно отвлекается от фона. Или на страницах старой книги, которая стала не нужна. Или на кусках упаковочной бумаги, на чем угодно.
И вообще - этот белый лист, это, по сути - конфликт "внутри человека". Это всегда легче, самого себя убедить, что надо, что не страшно, не важно, не так драгоценен этот лист, не такое ответственное это задание. С самим собой проще договориться. Главная ответственность здесь в том, чтобы провести линию и совершить попытку.
А вот есть еще один страх, который преодолеть гораздо труднее, потому что это, по сути, разногласие между художником и другими людьми. И это всегда создает гораздо больший стресс.
Самый-самый страшный момент для художника, делающего наброски с людей, это когда кто-то говорит: "Ой, а покажите!"
Потому что на 99% после того, как автор поднимет лист и покажет человеку результат, он увидит на его лице разочарование. У кого-то прямо заметно вытянется лицо. Кто-то оптимистично скажет: "А, ну это совсем не похожие наброски". И вроде как успокоится. Но автор все равно услышал в этом главное: "Набросок настолько плохой, что беспокоиться не о чем". Кто-то скажет: "Здорово", но прозвучит как-то неубедительно.
Если у вас наброски пока получаются плохие и слабые, вы конечно уверены, что это все из-за того, что вы просто плохо рисуете. И даже обывателю это очевидно. И он увидел и разочаровался, и так мне и надо.
Но я спешу вас успокоить - эта история не изменится, даже когда вы станете самым охрененским набросочником-виртуозом. Просто потому, что 99% людей, когда их рисуют, ожидают чего-то вроде реалистичного портрета, как их делают на Арбате. Просто потому что это - клише, крепко сидящее в головах.
Это одновременно и хорошая и плохая новость. Хорошая, потому что "у всех так" и "это ничего не говорит о качестве ваших набросков, просто у людей другие ожидания". Плохая, потому что тут нельзя сказать: "Это скоро пройдет, надо только перетерпеть первое время". Не пройдет. Вегда так будет. Бесконечно происходит с самыми крутыми художниками, у которых с нашей точки зрения наброски просто гениальные. Потому что (см выше).
Соответственно тут надо просто учиться не обращать на жто внимания. Сто раз говорить себе, что это "ничего личного" и не имеет вообще никакого отношения к тому, какие у вас наброски.
Собственно, у человека, который делает наброски с незнакомых людей в общественных местах, есть несколько возможных путей развития.
Можно забить вообще на все мнения всех, выбрать свой стиль, в котором хочешь работать, исовершенствоваться в нем. Как мы уже знаем, это"выбрать стиль" почти у всех означает, что нельзя прямо рассмотреть всех художников, ткнуть пальцем и сказать "вот так хочу", и потом сделать. У каждого человека есть свой почерк. Своя степерь стилизации, с которой ончувствует себя хорошо. Свой подход к тому, что хочется или не хочется нарисовать, проработать, успеть. Без чего самому автору некомфортно, а что ему неважно. Поэтому из каждого непресенно "вылезет свое", даже если взяться подражать кому-то.
Но в целом можно выбрать вот такой вариант: просто рисовать все как можешь, как на душу ляжет, и развиваться в этом направлении, вообще не думая ни о чем.
Путь второй - найти некую стилизацию, которая нравится, и к которой душа лежит, и которая отчасти загребает всех типажей под одну гребенку, и делает их миленькими. По сути это означает, что всем персонажам придется рисовать похожие пропорции, одним и тем же методом рисовать симпатичные глазки, носики, профили и прочие части, и создавать "портретное сходство" только за счет некоторых нестрашных деталей: брови, прическа, немножко - оавл лица. Там чуть потолще, тут потоньше, но в целом они все будут как ваш персонаж, а не как тот, кого рисовали.
Это - немного более "легкий" путь, в том смысле, что вы быстро научитесь рисовать в избранном ключе, и ваши персонажи все будут как минимум "гарантировыанно силенькими". Также они все будут больше похожи на "вашего фирменного персонажа" и меньше на оригинал. Увидев такое, нарисованные люди будут реагировать немного более позитивно. Т.к. 1 - симпатично, 2 - не похоже на натуру. Т.е. человек понимает, что "этот автор всех так рисует, это не про меня, это - про него".
Хороший пример - Сара Фабер. Видно, что ей даже натурщик в принципе не нужен, если дают фото без лица, оно тоже годится, т.к. лицо она все равно всем нарисует "свое". И в принципе форму одежды и тела - тоже.
На такие "наброски" люди реагируют более дружелюбно. Но это, опять же, не наброски. Сами художники часто приспосабливаются так рисовать все и вся, а потом через некоторое время начинают страдать. И жалеть, что все у них одинаковое, и по объективным причинам "не живое" а так же однообразное и.т.д. Так что советую сильно подумать, прежде чем решаться превращать всех в своего персонажа на ходу.
Путь третий - рисовать откровенные картикатуры. Где все черты лица безжалостно утрированы. И это некрасиво, и обидно, но одновременно смешно. Недавно я видела в прямом эфире видео, где художник вот так рисовал карикатуры и тут же отдавал их людям. Было видно, что многие испуганы тем, как их нарисовали. Они на картинках просто страшные. Все искажено до невозможности. Но над таким положено смеяться, понятно, что это жанр такой. Поэтому многие сначала тоже пугаются, на лицах читается разочарование, но потом они начинают смеяться. Ну да, прикольно. На самом деле не все так умеют. (Тот художник, которого я недавно наблюдала, рисовал лица невероятно искаженно, но феноменальным образом все равно получилось довольно похоже!)
Кстати, я не забыла про свое обещание все что я записала (кусками) смонтировать и выложить сюда. Скоро сделаю!
Но я вот на это смотрела и все время думала - это каким же надо быть смелым! Просто чтобы вот так нарисовать! Взять и размахнуться вот так, и нарисовать вооооот такие зубы. И воооот такие уши. И глазенки такие, а вокруг такой жуткий овал лица. Ну и видение это нужно иметь. Уловить зарактерные черты лица. исказить их сильно-пресильно, но чтобы все вместе все равно осталось чем-то похожим.
В общем - тоже путь не для каждого. Но это - как клоунада. Раз все надо мной смеются - так пусть уже я их буду смешить профессионально. И пусть тот факт, что они смеются (или пугаются или обижаются) будет непосредственно частью задачи. (И поэтому - успехом!)
Я за то, чтобы рисовать так, как душа просит, как бы это ни выглядело. И ставить себе только одну цель: чтобы собсвенные наброски стали смелее. Потому что когда все станет смелее и увереннее, в работе "попрет кайф", и рисование набросков по ощущению превратится в игру. Когда нарисовал какую-то смешную деталь, она получилась живая и забавная, и радуешься. (И успех никак не связан с тем, насколько человек академически правильно нарисован или портретно похожи. Характер удалось передать? Ура!
И работайте с этой мыслью, что вас наверняка рано или поздно (и опять и снова) попросят показать, что вышло. И вероятно зритель будет не в восторге. И это - нормально. Практически у всех и всегда так. Надо просто учиться работать над своими задачами и делает свои наброски, несмотря на это. Потому что это "маленькое неудобство" всегда будет с нами, ничего не поделаешь. Надо к нему привыкать и учиться не обращать внимания.
Желаю всем расслабиться, и начать, наконец, спокойно заниматьсясвоими делами. (В данном случае - набросками с людей.) :-)
И покажите ваши наброски?
Иллюстраторский чат в Телеграме