July 27, 2022

Сплясать на костях конкуренции?

Ехала я сегодня на очень приятную встречу, и по дороге решила поболтать(ся) в очередном иллюстраторском чатике. И как-то слово за слово, возникла там фраза о том, как сладко сплясать на костях конкурентов. Я удивилась, т.к. звучит это довольно резко. А на иллюстраторском рынке, как мне кажется, от обильной и сильной конкуренции много пользы.

Ведь не зря же говорят, что из сильной конкуренции сделан сильный рынок.
Я для начала привела в пример ярмарки, которые проходят у нас периодически. Раньше в Берлине таких было очень много, практически на каждые выходные что-то такое давали. Сейчас они потихоньку оживают после локдаунов, но, к сожалению, со старыми добрыми временами не сравнить. Но все же: когда мы обдумываем, на какой пойти и встать со своими товарами, конечно же первыми отпадают те, где будет мало выставляющихся. Мало продавцов - мало покупателей. Так как я часто была и на стороне покупателя или хотя бы посетителя, я помню свои чувства, когда придешь на ярмарку, а там - всего пара столов. Вид у такой ярмарки сразу несолидный (а иногда даже - жалкий). Редкие продавцы сидят одинокие. Товара мало, разнообразия мало, движухи мало. И это - замкнутый круг: кажется, что сюда никто не пришел, потому что не очень-то популярная была выставка. Но и популярность ее не растет в дальнейшем, потому что люди приходят и констатируют - все, что там дают, осмотрено за 10 минут, как-то мало всего, не особо интересно.

А как круто продавать на рынке, где толпища крутейших авторов (у которых я сама бы все скупила с удовольствием). Там есть на что посмотреть, и люди идут. Чем более впечатляющий ассортимент, тем больше растут аппетиты у покупателей. Отсюда хочется что-то унести с собой. Я частенько слышала от покупателей фразу: "О! Сейчас я тут накуплю!" И действительно, если человек уже издалека видит много привлекательных товаров, он начинает понимать, что здесь можно выбрать и накупить много подарков на все случаи жизни, в самых разных ценовых категориях, есть из чего выбрать. И когда человек уже прибыл, он выбирает то, что нравится лично ему. И т.к. все люди разные, покупают у всех понемногу. У кого-то - милых беленьких котиков, у другого - гробики и черные розы. По сути каждый там стоящий принес другим потенциальных покупателей. За счет того, что он создавал там "толпу", помогал своим присутствием и завлекательной витриной сделать весь этот рынок привлекательнее и богаче. Чем больше туда пришли, тем больше купили у всех. Соответственно всем от "конкуренции" польза. И чем круче у всех работы, тем лучше слава у всего этого мероприятия!

Или еще другой пример, но тоже про рынки. Моим многочисленным коллегам приходилось постоять и на ярмарках, где "вообще-то продавалось другое". Ну, бывает, позовут на какое-то мероприятие. А потом выясняется, что кроме одного иллюстратора там все торгуют каким-то дешевым китайским пластиком. Или вообще чем-то другим, например, едой. И вот стоит он такой одинокий, среди фруктов и овощей. Или среди барахолки. Или среди китайских столов, где все стоит 10 центов. Туда люди как раз за этим и пришли, с пятью евро в кармане и намерением купить на них минимум 5 покупок. А у художника - арт, мелочи стоят те самые 5 евро или больше, а как картинка - так вообще ужас как дорого.

Такой товар в неправильном окружении никому не понятен. Они на другое настроены, они не могут понять, зачем им вот это сейчас нужно, и почему так дорого. Совсем другое дело, если, например, человек с теми же штуками встанет в один ряд с другими такими же. И туда придут те, кто именно это и собрался покупать. Люди, которые знают, зачем им такие вещи нужны, и видят, сколько они стоят (т.к. цены у всех похожие, психика быстро привыкает к тому, что ну - вот это есть цена такого товара). Просто осталось выбрать то, что нравится больше всего.

Или вот еще пример оттуда же. Представьте, что вам хочется в такое место попасть. Но занять там стол стоит немало денег. А вы не уверены, сколько товара сможете продать. ну и вообще - каждому же хочется побольше заработать, и поменьше заплатить. И столы там большие и длинные, а у вас товара - не так много. Если уложить все плотно и пышно, как раз половину стола займете. Тут напрашивается идея поделить такой стол с кем-то еще. Вы с кем хотели бы встать за один прилавок?

Конечно же с кем-то, у кого тоже красивое! Чтобы весь ваш общий стол притягивал людей. Я недавно видела такое решение, когда две подруги поделили такой стол, и придумали даже целую концепцию вместе. Т.е. они прямо историю небольшую придумали, что их товары вместе означают и почему они их вместе выставляют. Красиво все разложили, так, что одно поддерживало другое. Одна продавала духи, другая - картины. И они выставили эти флаконы между картинами и расписанными веерами, в целую такую композицию. Я думаю, что все понятно, что такое возможно только если им нравится товар друг друга. Моя подруга и агент всегда говорила: "Я не могу продавать то, что мне не нравится". Нельзя составить такие красивые композиции, перемежая свой товар с чьим-то еще, если тебе не нравится, как оно выглядит, как упаковано и подано. Только если работы другого автора кажутся тебе красивыми, включается вдохновение, и начинает работать фантазия, как бы это разложить вместе, чтобы было круто.

Ну и отойду я наконец от рынка. Это везде так. Если вокруг у всех вдруг начнут появляться красивые упаковки, другие производители начнут выяснять, где заказывают такое. Если всем захочется такого, на всех, кто это рисует, работы хватит. Это касается и сайтов, и книг, и рекламы, открыток, всего-всего.

И Лебедев уже сто лет назад писал, что объяснять рынку новый товар - это дорого и муторно. Неблагодарный это труд. Все на твой товар смотрят с подозрением, и думают, что им что-то хотят продать, что не очень-то и нужно. Куда круче стоять среди кучи красоты со своей красотой. И чтобы на другой стороне прилавка была толпа заказчиков, которые уже осознали, что им это нужно.

***

Я примерно это написала там в чате, и мне отвечают, мол, "А у нас..." (имеется в виду в России), конкуренты готовы друг друга сожрать. Никакой тебе дружбы. И приводят в пример коллег-риэлторов, которые друг другу руки-ноги ломают (или обещают сломать), и даже оружие к вискам приставляют.

Ничего не могу сказать про риэлторский бизнес, но в мире иллюстрации я такого (к счастью) пока не видела. Но спор продолжается:
"Ну там сраач". Ну так срач никакому бизнесу обычно не вредит! Ну пусть срутся. Там приводили в пример представителей старшего поколения, выросшего на "советских открытках", которые бухтят на молодняк, рисующий что-то там современное и стильное. Ну и пусть бухтят. Какая разница. Главное, чтобы у всех было достаточно покупателей, которым хочется именно такое.

А что еще могут друг другу сделать иллюстраторы, пытаясь "оторвать себе какой-то кусок"? И главное - какие из зловредных действий могут им самим принести выгоду?
Помню была история, когда иллюстратор, которая хотела только славы (такое бывает, что деньги у людей уже есть), набрала очень много хороших заказов в престижном месте, занимаясь страшным дэмпингом. Это действительно навредило многим коллегам, которые не смогли себе позволить работать за такие деньги (или практически их отсутствие). И целый ряд проектов уплыли от них. Но! Сколько таких историй? Одна за все 30 лет, которые я внимательно слежу за этим рынком. Такую "диверсию" немногие могут себе позволить, ведь большинство людей таки работают ради денег, и деньги им нужны. А если такой иллюстратор, скажем, один из тысяч - ну сколько он перерисует заказов таких? У него же тоже время не резиновое. Нужно, чтобы было так много мест, где еще можно заработать иллюстрацией, и столько заданий, чтобы все равно на всех хватило. Даже на фоне такого курьеза. На чем мы снова пришли к тому, что надо вносить вклад в то, чтобы красоты было больше, и она была больше нужна в самых разных местах, тогда ее больше будут заказывать, и всем достанется.

А расскажите, вы когда-нибудь видели настоящие войны среди рисующих? С какими-нибудь интригами и вредительством? А какой в этом был глубокий смысл, и удалось ли через это кому-то навредить бизнесу соседа?

А про другие бизнесы расскажите? Где-то правда есть толк в том, чтобы отстреливать конкурентов, или ломать им ноги? Не считая наркобизнеса и торговли оружием. (Хотя и там вообще-то должно "на всех хватать".) А в каких еще жанрах коллеги часто воюют? Что делают? (Вспоминаю фигуристку, которая покалечила коллегу. Но там, если я не ошибаюсь, об олимпийских играх шла речь? Там действительно место такое, где только один побеждает. Что не оправдывает такие поступки, но по крайней мере понятен ход мысли. Но большинство ведь конкурируют там, где успешно цветут много цветов.)