Плодить много говна в час за миллион денег?
Увидела в сториз объявление, где предлагали на очередном экспресс-курсе научить плодить кучи "карточек для маркетплейсов", чтобы зарабатывать надежные деньги в месяц. Объявление было уже перекопировано следующим автором, писавшим, что можно и в час указанные деньги получать, на эти карточки спрос есть.
Все вместе было смешно сделано, и я это перепостила в иллюстраторскую группу в телеграме. И образовалась дискуссия.
Кто-то спрашивал, что это за карточки, что это, зачем это и где научиться и зарабатывать. Одни отвечали, что это некая "говнографика", никому вообще-то не нужная. Помойные картинки для оформления помоек, на которые смотреть невозможно. И вообще презрительно отзывались обо всем этом жанре. ну и писали, что понятное дело, что кто-то это должен генерировать в страшных количествах, раз в таких же количествах это используют.
Еще написали, что это вообще-то херня такая, что не надо там ничего рисовать. Надо написать скрипт, который это все будет лепенить, это все хрень такая, что человеческий ресурс к этому прикладывать вообще не нужно.
Мне тут захотелось выразить свое несогласие.
Для тех, кто не знает: эти карточки - это квадратики, которые вы видите, когда заходите на некий маркетплейс. Например, зайдите на алиэкспресс, посмотрите там товары. Либо на вайлдберриз, озон, где еще много всего продается. Вы увидите, что у всех товаров оформление разное, но есть некий "общий стиль". Есть товары, оформленные именно в том общем стиле, как и се остальные. И на заглавных картинках с товарами или акциями много чего написано.
Люди, которые презрительно размышляют об этих карточках, считают, что это - куча бессмысленных и некрасивых элементов, набросанных на фото товара, "чтобы было пышно и богато". Или просто изобразительный мусор, "плохой китайский дизайн", куча всего ненужного, что вообще не понятно зачем пихают на картинку. Наверное, чтобы отвлечь от плохого качества самой картинки.
Во-первых - на каждой такой площадке есть некий общий стиль, который каким-то образом там прижился. И, если продавец хочет, чтобы его товары там продавались, нужно научиться выдерживать свои картинки в таком же стиле. Иначе они будут смотреться там чужеродно, и их будут плохо покупать. На каждой такой площадке есть покупатели, которые там покупают много и часто. Это люди, которые привыкли именно там что-то искать и находить. И им там отчасти комфортно потому, что все работает по понятной схеме, поэтому быстро находится. Среди прочих опытный покупатель редко разочаровывается в своих покупках. Потому что научивается замечать нужные параметры еще на стадии поиска. Есть даже статьи, где объясняют, как выбирать в таких местах технику, одежды и многое другое, чтобы полученное потом максимально совпадало с тем, что ожидали.
И, чтобы такой поиск работал эффективно и быстро, опытные графики ставят нужные элементы в одни и те же места, похожим способом. Используют для определенных вещей одни и те же пиктограммы. И пытаются изучать все эти каноны.
Почему не получится просто так "лепенить" это в больших количествах и пачками, "не приходя в сознание"? Потому что автор таких карточек должен взаимодействовать с хозяином магазина.
На таких площадках нужно вкладывать очень много труда в то, чтобы магазин работал и товары продавались. Очень. Там много правил, много ограничений. Нужно всему соответствовать, чтобы сама система признала магазин хорошо оформленным, и поддерживала, а не наказывала все время за что-то. Плюс надо угодить клиентам, привыкшим к определенному ритму в графическом оформлении. Плюс, у владельца магазина всегда есть свой план. Есть акции, есть уценки. Они специфические, и могут меняться в соответствии с тем, какое число, в какой акции участвуем. Там все время что-то происходит - то бесплатная доставка, то подарок с каким-то товаром, то проценты, определенные.
И еще имеет значение, где этот товар находится, рядом с каким стоит, чтобы, если человек нагуглил, например, три товара с очень похожей картинкой - по всем этим обозначениям было понятно, в чем их отличия. Допустим, на картинках одна и та же лампочка. Но сразу понятно - у этой яркость другая, или цвет, или крепление. Это должно становиться понятным быстро. И от другого сорта лампочки должно отличаться сразу и быстро. И если оно встанет рядом с другими такими же товарами из других магазинов, должно быть сразу видно - что откуда. Потому что иногда покупатель уже решил, что хочет товар из конкретного магазина. (Например, заметив, что там условия пересылки хорошие.) Либо наоборот, в условиях какого-то магазина разочаровался, и ищет то же самое, но у другого продавца.
У Белолапика есть магазин на алиэкспрессе, и нужно было очень много стараний, чтобы он "взлетел". И для всех наших товаров, разумеется, есть "входные картинки" - те самые, с которыми они висят в самом магазине Белолапик. Но для али они не годятся. Приходится их оформлять "как там". И я тоже смотрю на карточки аналогичных товаров, и пытаюсь понять, как они сделаны, чтобы попасть в тот же стиль. А потом, когда я что-то такое сделаю, почти всегда приходится переделывать. Потому что выясняются всякие тонкости: что какой-то параметр нам лучше не упоминать, он не такой важный, зато другое что-то должно быть на видном месте. Уценка такая-то, про подарок - на видном месте покрупнее, и.т.д. И это все - не "изобразительный мусор". Это - попытки сделать карточку товара удобной и продавающей. Ну да: Стиль на али - своеобразный. Но люди там могут продавать красивые товары, в создание которых вложили всю душу. И чтобы у них купили, они должны появиться в результатах поиска на хороших местах. А потом вызвать все нужные эмоции у того, кто привык там покупать. А не удивление и отторжение.
И это вообще-то сработает только, если все вовлеченные постараются сделать свою работу хорошо.
Когда-то давно я делала на работе баннеры. И многие тоже считали, что это есть "генерение говноконтента". Но на самом деле там тоже миллион ограничений (раньше было еще больше), и хороший баннерный график сидит, и буквально считает каждый килобайт. Пытаясь выкрутить здесь и там чуть больше качества, чтобы не стыдно было ставить под это свое имя. Да, иногда дают и картинку с товаром не самую красивую, и логотип клиента не самый привлекательный. Но можно сделать из этого челендж - попытаться все это все равно подать так, чтобы было не ужасно.
Потому что иначе от такой работы можно застрелиться. Для чего мы выбираем такую романтическую профессию? Иллюстратор, художник, график - это ведь как-то ассоциируется с мыслью, что мы будем творить красоту? Будем пытаться оформить то, что мы оформляем, покрасивее? Как же все эти фразы про "украсить мир вокруг"?
Это все - чтобы потом пойти на курсы, где научат что-то "лепенить не глядя", лишь бы побыстрее и побольше. И потом очень обижаться на заказчика, потому что он прислал изменение? "Потому что у меня тут миллиард этих карточек в час, иначе не выживу, а они еще хотят, чтобы я старался?"
И вообще - это уравнение "делать кучу говна, но много, и из-за этого разюогатеть" в таких профессиях не работает. Потому что за это всегда будут платить мало, и пытаться заплатить еще меньше, потому что оно просто плохое. И нужное количество заказов не найдешь, потому что никому плозое не нужно, вообще-то.
Может быть лучше научиться быть хорошим дизайнером? И сесть где-нибудь в штат, где будут давать такие карточки, и некоторые другие вещи, для магазина или нескольких магазинов, но так, чтобы можно было спокойно просто-хорошо-работать и делать этих вещей нормальное количество, просто хорошо?
Мне кажется, что это - ужасно и вредно для души. Плодить какой-то гадкий контент ради самого факта и количества, и еще при этом презирать все это.
На этом месте можно вспомнить много разных лирических историй. Например о том, как в концлагерях профессоров заставляли подметать дворы или мыть туалеты. А они это старались делать очень хорошо. Потому что это был вопрос сохранения человеческого достоинства. Ну, досталась такая работа. Что можно сделать в такой ситуации для своей души? Только сделать хорошо.
Между прочим, в тиктоке много очень популярных каналов, где кто-то именно с кайфом моет туалеты. Даже это можно делать так, что это завораживает. И, кстати, это тоже не так просто, и иногда - целая наука. Особенно, если хочется не только сделать чисто один раз, но и добиться того, чтобы керамика и плитка послужили хозяину еще долго.
И с баннерами и с этими карточками - то же самое. Это - наука. Не супер сложная, шесть лет изучать не надо, но все же. Это требует от дизайнера определенного чутья. Как сделать так, чтобы и всю информацию уместить, и чтобы самое главное сразу увидели, и чтобы товар не задушить. И тот, кто это умеет, тот создает очень нужный товар, на самом деле! В этой узкой области тоже можно быть специалистом. У настоящих профессионалов сразу видно, для какой это площадки, что продаем, какие особенности у товара. И, в идеале, чтобы можно было сказать, что человек все предписанные правила выполнил, а картинка все равно симпатичная.
И конечно лучше всего это получится у того, кто делает эту работу с должным уважением - и к своему труду и времени, и к задаче. Ладно уж, бог с ней с любовью. Хотя я верю, что и это можно сделать с любовью и вдохновением. Но хотя бы с уважением. Чтобы себя уважать можно было.
Именно поэтому я посмеялась над тем объявлением, и одновременно вздохнула. Ну на фиг все эти курсы "как заработать миллион на помоях, не вылезая из помойки" (за 12 минут). Может быть, если вас интересует какой-то графический жанр (и вы собирались стать крутым графиком), попробовать изучить его суть? И понять, что в этом жанре считается хорошим товаром, который хорошо будет выполнять свою функцию? (Продавать, помогать людям найти, что искали.) Но чтобы при этом все было так симпатично, чтобы не стыдно было положить это в свое портфолио, и гордо написать под этим свое имя? А там и заплатят за это, сколько надо. Потому что клиенты, которым нужно это, хорошо сделанное, конечно же существуют.