February 21, 2021

Может взять и сделать хорошо?

Еще одна история, которую я не смогла найти в своем жж. (Хотя точно знаю, что я ее тут писала.) История была из школьных времен.
Когда-то давно, когда мы учились в школе, и ненавидели все, что там происходило, мы там "дежурили по классу.Выражалось это в том, что каждый день дети с очередной парты (парой_ после последнего урока должны были вымыть класс. Это было очень тоскливое задание. Все шли домой, а двое оставались мыть. И это было неприятное задание. Воду набирали холодную из крана, который был на школьном дворе. Потом надо было тащить это ведро в класс. Тряпки были рваные и тухлые, ими нельзя было вообще ничего вымыть, только грязь разводить. На пол крошился мел, что способствовало разведению белых полос на полу. Надо было, помимо пола, помять доску (она была тоже вся такая замызганная, и большая. Мы не доставали до верхней части, а вставать на стул было лень.Иногда мы подпрыгивали, пытаясь побить мокрой тряпкой верхнюю часть доски (и так что-то стереть). И тогда тряпка оставляла темные следы поверх доски, на грязной белой стене. Стена давно уже не была чисто-белой, но нам все равно влетало за следы от тряпки. И еще надо было помыть окна, хотя бы подоконники и рамы. Для этого надо было снять с них кучу огромных тяжелых горшков, из которых торчали увядающие суккуленты. В общем - тоска зеленющая.

И вот осталась я однажды со своей соседкой по парте дежурить. Была весна. На улице было уже жарко, солнечно и вообще замечательно. Мы обе жили в нескольких кварталах от школы. И между домами была площадка (которая была совсем небольшой, но нам казалась тогда стадионом), дети из разных дворов договорились вечером играть в прятки. Мы очень хотели играть со всеми. Это были такие игрища, на которые собирались дети из десятка дворов.Прятались она в пределах нескольких кварталов, и в итоге бегали с воплями целыми вечерами, до ночи. А тут - дежурство по классу.

Обычно никто этот класс толком не мыл. Дети понуро водили грязной тряпкой по гразному полу, пока их не выгоняли домой. Происходило это очень поздно.Когда уже все учителя успевали доделать свои дела, и им тоже хотелось уйти. Они обреченно говорили: "Ну ладно, идите". Не заставишь же детей ночевать в этой школе. И дети выбегали, наконец, на свободу.

Но нас этот вариант не устраивал, потому что это означало выжидать часами, когда тебя наконец отпустят, от безысходности. И тут мы вдруг придумали выход. Не помню, кто это первым сказал, но к нам вдруг пришло необычное решение: "А давай помоем все хорошо?" Такая мысль до нас по-моему ни одному ребенку в голову не приходила. Но мы решили, что если мы действительно нормально отмоем этот злополучный пол, и доску, будь она неладна, учительница не сможет ничего с нами сделать, придется на с отпустить досрочно. И мы взяли это гадкое ведро, и не менее гадкие тряпки. И оперативно отмыли доску (со стульчиком), и подоконники, и потом пол. Чисто. Проходились по нему пару раз, пока все не стало совсем даже неплохо. И спросили учительницу, можно ли нам домой.

Учительница с привычно обреченным видом пошла с нами в класс, уверенная, что сейчас придется тыкать нас носом во все, объясняя, почему домой никто не идет. Но огляделась в классе, удивилась, и отпустила нас.

Мы довольные ускакали! Сработало! А на следующий день, перед началом урока, эта учительница вдруг попросила нас встать. (Мы уже испугались, что сейчас нам за что-то влетит, т.к. такое никогда не означало ничего хорошего!) Но учительница сказала, что вот - в первый раз в жизни кто-то додумался до того, чтобы просто взять и помыть класс хорошо. И как же здорово. Похвалили нас, в общем, сильно. Я думаю, что меня в той школе вообще за всю мою жизнь похвалили может быть раза три. И это был один из них.
Конечно же от одноклассников нам за эт достался очередной фунт презрения. Мол, сделали специально, чтобы других поругали. Но нам это было все равно, ощущение было очень приятное.

***

Надо сказать, что та девочка была одной из немногих, с кем я иногда нормально общалась в школе. Она была аутсайдером, как и я.(Понятно, кого вместе посадили на заднюю парту.) И мы с ней вдруг как-то так душевно поговорили. О том, что вообще-то и чувство это приятное - когда сделаешь что-то хорошо. Потому что. когда вот так делаешь плохо, и знаешь, что делаешь плохо, и ждешь, когда тебя отпустят, только потому что не отпустить уже нельзя - неприятное чувство. А сделать хорошо - приятно.

***

А к чему я это все тут вспомнила и написала? Я к тому, что я тут вчера послушала беседу иллюстраторов обо всяких частях работы, которые делать так тоскливо. Мол, люблю свою профессию. Но иногда, ну блин, ну как попросят нарисовать какую-то скукотищу. Издеваются прямо. И такая тоска берет. У меня такие ситуации были много раз в жизни. Когда ненавидишь какое-то задание, и делаешь его соответственно. И я тогда вспоминала вот это, когда вдруг берешь и думаешь: "А может взять и сделать это хорошо"? Ведь для всякого задания есть такой вариант.

Вот помните, недавно опять вспоминали книгу которую немецкий иллюстратор нарисовал про Узбекистан? А я выросла в Таджикистане (где все очень похожее). И помню, как наши иллюстраторы давились и ныли, когда опять надо было нарисовать трааактооор... сенокосииилкууу... фуууу беее. И опять эти наши достопримечательности, будь они неладны, и девушек в национальных платьях. А мужик, приехавший к нам из Германии, так вдохновился от всей этой непривычной пестроты. И с такой душой нарисовал и трактор, и сенокосилку, и все наши чашечки и чайники, и идиотские здания-достопримечательности. Прямо смотришь и сердце радуется. И я помню, как "наши" смотрели и говорили, что "стыдно, братцы". Ну что нам мешало нарисовать все это так же? С любовью. С душой, с радостью, легко и непринужденно, с нескрываемым удовольствием, как он.

И так со всем. Дали задание нарисовать что-то там, сидит человек, давится. Нарисовал этот объект в центре картинки. Скучно, никак. Потом пошел на какой-нибудь пинтерест, поискать, как другие такое рисуют. А там! У кого-то супер крутая композиция, у кого-то прямо целый сюжет вокруг наверчен. Кто-то особым способом раскрасил. или интересную перспективу завертел. И так прямо вкусно! Прямо чувствуется, что художник обрадовался, найдя необычный и непривычный объект, который можно в свою иллюстрацию встроить. И думаешь: "И чего я тут ною..."

Если совсем не лезет, надо не браться.Практически все (ну почти все) можно не взять, не делать, спихнуть другому. И даже может случиться такое, что другой возьмет и сделает не без удовольствия. А если уж надо делать, и не лезет, всегда стоит задаться над вопросом: "А может попробовать сделать это хорошо и с душой"? Ну раз уж не отвертеться никак. Часто один этот вопрос уже очень помогает.