August 22, 2017

Кто был жертвой? А кто - обидчиком?

Смотрела запись работы какой-то психологической группы, которая лечит жертв моббинга в школе. Перед психологом - немалая толпа подростков. Они стоят в ряд, и им задают вопросы: "Кто когда-нибудь подвергался вербальным издевательствам со стороны других школьников? Сделайте шаг вперед." Все делают шаг. Дальше следуют более жесткие вопросы: кого толкали? Кого били? Кого шантажировали? У кого отнимали личные вещи? Кому портили личные вещи? Кому портили сделанные уроки, мешали ответить, получить хорошую оценку. На все вопросы абсолютное большинство отвечает шагом вперед.

А потом... начинают спрашивать: А кто сам хоть раз кого-то дразнил? Кто бил? Кто подговаривал других, вместе обидеть кого-то? И что вы думаете - и тут, после некоторого промедления, очень многие делают шаг вперед. Особенно на первых вопросах, где описываются более безобидные формы моббинга: вербальные наезды, оскорбления, шантаж и запугивание более слабых.

Т.е. их кто-то обижает, а они находят себе жертву послабее, и делают то же самое с ней. Им, когда вопрос ставят ребром, стыдно. Они знают, как это неприятно, и могут понять, каковы были ощущения их жертвы. Но большинство таки сначала "оторвались" на других, а не проявили особое понимание и милосердие. Сами тоже попробовали власть, и получили свое удовольствие от давления на кого-то маленького. А я думала, что от таких испытаний у людей должно отрастать особое сочувствие к "себе подобным".