Как я делала свою колоду карт: часть 2, производство
Продолжение истории. Пока я сидела, и все это рисовала, в голове моей кружились мысли о том, как оно будет дальше. О производстве карт, об этом проекте, и других похожих, мы с
moe_delo говорим уже не один год. И каждый раз она вздыхала, что "сука, дорого эти карты производить. Один из самых дорогих бумажных товаров!"
Она вообще большой мастер по части выискивания хороших и недорогих производителей в интернете. Но и я за эти годы многому у нее научилась, и многое неплохо ищу. Она сама прислала мне как-то ссылку со словами "вот самая нормальная цена". Но и она была немаленькая.
Я в какой-то момент решила сама погуглить, и пришла в ужас.
Карты печатать дорого, а карты формата Таро - еще дороже. Большинство типографий согласны печатать тиражи от 200-300 штук, при этом цена за колоду у них 15-17 долларов. В Германии я нашла фирму, готовую печатать от 50 колод, но там цена за одну колоду, при тираже 50, была 23 евро!
К американской цене надо много чего прибавлять. Потому что коробка с 300 колодами карт - сами понимаете - это нечто очень большое и тяжелое, немало будет стоить пересылка в Германию или Россию. (У меня сейчас одна колода весит около 200г!) А как обрадуется любая таможня, такой куче нового товара, стоимостью в 4-5 тысяч долларов? Сами понимаете, когда все это куда-то прибудет, цена будет совсем уже не 15 долларов.
И все это - колоды, которые предлагают сложить просто в прозрачную плексигласовую коробочку - без ничего, без картинки, без картонки, просто вот так. И, судя по толщине коробочки, которую предлагают для колоды в 80 карт, они собираются печатать это не на самой толстой бумажке. А к такой колоде должна прилагаться еще и книжка. И все это. вместе с книжкой, должно быть вместе упаковано во что-то красивое.
Начала смотреть, сколько стоит печать специальной картонной коробочки для такой колоды, там тоже минимальный тираж 200 штук, и стоимость одной коробочки никак и нигде не выходит меньше 2.80 евро. Мало того, что это получается зверская цена за одну коробочку. Так и общая инвестиция и тут - больше 500 евро.
А еще книжка... и еще что-то.
Представьте, сколько денег надо заплатить вперед, чтобы вообще начать?
ОК, для вопроса "где взять десятку тысяч долларов на старт" у нас есть ответ: заводится краудфандинговый проект, и собираются деньги (практически предзаказы), если соберем нужную сумму, то делаем. На второй вопрос ответа нет: какой должна получиться розничная цена такого набора? Если при самых скромных вариантах себестоимость получается 30 евро. Сколько за нее надо брать с людей? 60? 40? (А вы ведь помните, что уже вложено столько часов рисования, а часы, которые писались тексты и собирался материал, тут тоже еще не упоминались - нужно же еще что-то заработать на этом проекте). Короче, мне стало как-то очень жаль своих покупателей. Вот честно - если мне очень нравился бы некий такой набор карт, я бы все равно оооочень сильно подумала, прежде чем купить его за 60 евро. При всем понимании. И я понимаю, что многие это просто не смогут сделать. А еще с учетом того, что "нужнее" всего такие карты людям как раз в не лучшие моменты жизни. Очень захотелось как-то найти способ сделать это дешевле.
Начала я выяснять: почему это так дорого?
Начала читать форумы, статьи специалистов по теме.
Мне самой понятно, что проблема в том, чтобы их хорошо нарезать.
Запечатать бумагу нынче недорого, мы все это знаем. Даже хорошую, и даже малым тиражом. Но вот нарезать.
Во-первых очевидно, что под стандартные форматы - открытка, визитка - у всех типографий все заточено. Уже налажена какая-то режущая аппаратура, которую никогда не трогают. Просто суют в нее стандартный товар, беспрерывно. Карты - формат редкий, это уже "возня".
Но проблема не в этом.
Проблема в том, что при любом нарезании, как и чем бы его не делали, оно "плавает" на плюс-минус 3 мм. Ездит печать, за ней следом ездит резка. Это - неизбежно. Поэтому всегда и везде просят добавлять на обрезку эти самые 3 мм. А вы представьте, что такое 3 мм, если у вас карта 66 мм в ширину. И если у нее есть рамочка, то она как раз в этих 3-4 мм от края находится. Т.е. каждый миллиметр тут уже очень сильно портит картину. И т.к. это неизбежно, все сводится к тому, что когда делаются открытки или что-то более крупное, дизайнеров просто предупреждают, чтобы отъезжали подальше от края. И с этим отклонением в 3 мм "работают". А когда делают карты, все что отклонилось больше чем на 2 мм - выбрасывают в помойку.
Таким образом при любом методе производства карт брака - треть. И цены просто формируют с учетом этого.
Так же я конечно прочитала отзывы людей, попробовавших печатать карты в Китае. Там как раз на эту треть цены лучше. И все только потому, что они к тебе приезжают ВСЕ, какие были напечатаны, и можно потом самим все пересматривать, и все ту же треть выбрасывать в помойку уже дома. Предварительно заплатив за пересылку этой макулатуры через весь белый свет.
И все это касается даже типографий, которые делают такую пресс-форму, где на одном большом "листе" расположены все карты, и оно по одному листу прижимает к пресс-форме. Листы все равно автоматом закидываются в эту форму из общей пачки. А пачку перед этим вот так кучей вынули из принтера. А там оно уже поездило на эти свои миллиметры...
Короче. Начала я думать в направлении: "а как мне нарезать карты самой".
ну, "нарезать", это я смело сказала. Любое "резать" в домашних условиях всегда кончается плохо. А карты должны быть безупречными, и безупречно одинаковыми.
Пошла гуглить: как вообще выглядит процесс вырезания карт в промышленных условиях. Увидела эту самую пресс-форму (которая из одной такой большой металлической плиты сделана, судя по виду - методом травления). И она прижимается прессом (которвй размером с полкомнаты) к листу.
И тут я увидела видео, где пресс-форма с листом прокатывается через офортный станок!!!
У меня стоит офортный станок в подвале! Уже больше 10 лет. А до этого он 10 лет стоял в подвале у папы. Я все никак не могла придумать, что им попечатать. Но им оказывается можно еще и резать!!! Это было для меня прозрением!
Тут я начала рыться с удвоенной силой, чтобы узнать больше. Поняла, что да. Можно практически любую пресс-форму сунуть в такой станок, и если его хорошо отладить - прокатишь и оно вырежет. Пошла смотреть эти формы, и кто готов мне такую произвести. Хаха - полно производителей, в любой точке планеты. Но форма стоит примерно 1200 евро. И тут мне помог мой М., который родом из богатой австрийской деревни, где его отец всю жизнь торговал техникой с близлежащими странами. С его помощью я нашла маленькое семейное предприятие, где делают гибрид из "старомодных" и "новомодных" пресс-форм, им нужно прислать свой рисунок в виде файла. Они вырезают его лазером. А потом в полученные прорези вколачивают вручную стальные ножи. Получается такая доска, которую можно совать все в тот же станок. И она уже стоит 100 евро, а не 1200.
И вот я сижу и думаю: рискнуть? Заказать себе такую доску? На свой страх и риск, с надеждой, что получится резать ею что-то с помощью моего станка? Опросила всех. Послала этим людям фото своего станка. Получила советы и заверения, что все получится. Еще раз перечитала весь интернет о тонкостях этого дела. Сделала картинку для доски (тоже перечитав предварительно кучу инструкций о том, что можно и нельзя), потом - заготовку для печати, в которую потом можно монтировать карты (надо же еще так напечатать, чтобы картинка с ножами совпала). М. мне помогал искать плексигласовые листы, объяснял, утешал и подбадривал. Между этим я ныла в жж, и вы мне тут туже давали советы по поводу того, какие листы в танок суют, и как это работает. И это все происходило в те недели, в которые я делала все описанное в предыдущем посте. Т.е. после рисования, это был мой "факультатив на вечер". :-)
И вот ко мне прилетела эта доска. Я установила на столе станок. Приготовила кучу разной бумаги (собрала всю печатную продукцию из картона, какая была под рукой), и давай пробовать. А оно - не режется. Вернее режется, но не чисто. Отчаяние, как водится, наступило в 12 ночи (потому что до восьми я рисовала, потом на ночь решилась попробовать, в тот день, когда доску доставили). И пришел ко мне М., все заправил, и оно заработало.
Честно говоря - я вообще человек "технически одаренный". Я конечно далека от совершенства. Но у меня творческий подход, и я много чего умею развинтить и починить, и я много вариантов тут перепробовала, прежде чем впасть в отчаяние. Но все же мужик с опытом оказался умнее меня. Он пришел, сказал: "Так, ну я вижу, ты это сделала неправильно". Все переложил, поставил немного по-другому, подкрутил, сложил, и через 5 минут у него заработало.
После этого я уже научилась все это подкручивать сама (когда принцип поняла). Но без него - не знаю, когда бы я докопалась до истины.
Короче, получила я станок, и доску размером А3, которая выбивает из листа такого же размера 12 карт.
Кто умеет считать, тот уже посчитал, что надо прокатить 7 листов, чтобы получить 84 карты. Из них 80 - это колода. А на "лишних" четырех я нарисовала обложку и вступительные картинки к разделам. Их я положила как закладки в книги. В начале разделов.
И! Ваувау!!! Что важно!!! Сами понимаете - когда заказываешь печать на толстой открыточной бумаге, листы А5, и тиражом 50 штук - получается не самая дешевая печать.
Но! При таком подходе брака вышло - 2%. А не 30. Потому что я каждый лист руками прикладываю на эту доску. И если я вижу, что на этом конкретном листе изображение отъехало от края на лишний миллиметр - я лист двигаю в нужном направлении. Немного глазомера, немного аккуратности, и я попадаю не на 100%, но на 90 с лишним! Обычно - совсем неплохо. Автомат так не сможет никогда.
Однако, при таком подходе печать одной колоды карт сначала занимала у меня 15 минут. Потом я ускорилась, и стало около 10. Иногда я устаю или зависаю, и опять становится 15. Но все равно - даже с учетом всей этой возни, себестоимость этой колоды уменьшилась более чем в два раза! Благодаря этому я смогла сформировать набор, который можно продавать за человеческие деньги. Я еще соберу вот видео, где видно, как я это дело режу. И вы увидите, как сделаны ваши карты. В любом случае каждую мою колоду я резала 10-15 минут, потом я еще отдельно резала коробочки (это - тема отдельного поста, с коробочками все хуже и труднее, т.к. при прокатке оно режет и фальцует, и брак получается при ошибке в настройке станка на 1/10 миллиметра). Потом - коробочки склеивала. Потом из каждой колоды я вынимала четыре лишние карты, вкладывала их в нужное место в книжку, складывала карты в коробочку, и все вместе - в шифоновый мешочек. Вот такая возня. Но зато красота получилась.
P.S. Про шифоновый мешочек я вообще уже молчу. Это, на фоне всего остального - мелочи. Я думала, во что сложить все вместе. И поняла, что коробка - это вообще нереально. Коробка такого размера стоит, как сама колода. Дико дорого при любом раскладе (либо в 2 раза дешевле какие-то альтернативные материалы, но выглядит очень бедно и "доморощенно"). К тому же все качественные коробки увеличивают вес всей посылки как раз настолько, что оно во все страны перевалило бы за выносимую стоимость пересылки. Поэтому меня на каком-то этапе осенила мысль про шифоновые мешочки. Но я еще не сразу нашла такие большие, т.к. это не классические 20х30, а повыше, чтобы над книгой закрывались. Нашла их в Польше. Фух.
Кстати, надеюсь, что многие уже получили мои карты, и подтвердят то, что я напишу ниже. Из-за того, что я все делала вот таким способом, я смогла выбрать любую бумагу, и выбрала особо плотную и стабильную. Если кто разбирается в картах (или если у вас есть дома промышленная колода карт), сделайте тест. Возьмите в руки колоду, и попробуйте ее погнуть. Даже неплохие колоды гадальных карт порядочно гнутся. Мало гнутся только сильно дорогие, вроде шикарно произведенных карт Спеццано, или очень хорошие подарочные колоды Таро. А моя колода почти не гнется совсем. Потому что я выбрала бумагу с усиленной стабильностью (которую обычно используют для открыток). И они толстенькие, и блестят, и вообще.
Короче, качество получилось сделать самое лучшее!
И сколько я всего узнала нового за этот проект! Скольким новым вещам научилась!
Вот это - прямо праздник для души! Как будто на пять мастер-классов сходила за это время!
Как только я произвела первые пять десятков колод, на горизонте замаячили две командировки. Теперь я погрузилась в подготовку семинаров, и другие задания. И между этим я (когда есть силы и время) встаю к этому станку, и "докручиваю" еще сколько-нибудь карт и коробочек. :-)
Мне очень хочется сделать еще другие карты - того же формата. Но руки не доходят катастрофически!
Ну я надеюсь, что вы выжили, читая этот бесконечный опус! :-)
Вот не знаю, писать ли еще один отдельный про коробочки. Это вообще кому-то тут нужно? :-)
Пойду работать, у меня, как вы уже наверное поняли, заданий - большой воз и маленькая тележка. Или вернее - как коробка конфет. Какую хочешь бери.
Вот начало истории: https://blog.mammamiu.com/2505600.html
А несколько колод в наборе с книжкой еще можно купить тут.