Творчество
July 22, 2014

Можно ли прожить на рисование комиксов?

Здравствуйте!
Решился отправить вопрос в вашу рубрику, может быть вы сможете что-то мне посоветовать?)

Вопрос про творчество.

Дело в том, что я доучиваюсь на дизайнера, из-за болезни у меня это вышло с перерывом, поэтому лет мне не совсем мало. В перерывах я успел немного поработать, ни разу ни дизайнером, но иллюстратором и немного с приложениями и играми. То есть дизайн даже не совсем моя специальность, хотя он так или иначе мне интересен и полезен. При этом, я не из тех, не знаю, счастливых или наоборот, творческих людей, у кого нет ничего своего. Помимо обычных трендовых закорючек я хочу, и рисую, комиксы, правда еще только начинаю и у меня нет ничего очень популярного и законченного, но много-много историй и вдохновения и хорошая продуктивность. По большей части, из этих работ для себя я черпаю идеи и ращу навык, которые после использую в коммерческих работах. Но у меня нет иллюзий, если честно, насчет того, что комиксы когда-то будут меня кормить. Я довольно много и общался в этой среде, и просто смотрел, как что устроено у авторов, и вижу, что такие некоммерческие идейные вещи приносят мало денег. Вебкомиксов много, печатных много тоже, заметным там стать сложно, принты сейчас уже тоже все продают через посредников и так, и, насколько я могу судить по ценам, это не очень большой доход, хотя может что-то не знаю. В общем, как бы это объяснить, мне важно не столько сделать коммерческий продукт, если говорить о комиксе, сколько достаточно точно выразить свою мысль и рассказать историю, которую я считаю нужным и полезным рассказать. И я думаю, я пойду на определенные уступки, чтобы сделать эту вещь понятной более широкой массе людей, естественно, но я не думаю, что это будет настолько трендовая или популярная идея, чтобы хорошо меня финансово обеспечить, то есть я морально готовлюсь к тому, чтобы параллельно рисовать еще на кого-то, и коммерческие вещи, но честно говоря эта идея и необходимость постоянно разрываться вгоняет меня в депрессию. В добавок, возможно, это специфика того, что я работал только в своей стране, а она очень бедная, но я сталкивался с тем, что труд художника ценится не очень, демпинга много и он коварен, и надо буквально выгрызать зубами даже маленькую денежку за свой труд, потому что бытует мнение, что вроде как мне и просто сам процесс в радость, и что это очень легко, и что это все равно не тот уровень, что у топовых студий, поэтому и платить нормально не надо. В общем, много проблем.

И, если взять интересную мне сферу, авторов комиксов, то я даже не знаю, кажется, ни одного человека, кто этим бы зарабатывал себе на жизнь. Я имею ввиду, людей моего уровня, а не очень известные фигуры. То есть я не могу понять, возможно ли это воообще, жить на это, на комикс или на некоммерческие принты, именно как автор и как художник, исключая небольшую вероятность, которая все же очень небольшая, что я какой-нибудь ужасный самородок, которому ужасно повезет и все станет хорошо. В общем, я понимаю, что с дипломом я буду вроде как немного более статусный специалист и смогу попробовать поискать более оплачиваемую работу, но я знаю, что я все равно не смогу всей душой увлечься каким-то коммерческим проектом, и буду только и мечтать, как бы поскорее добраться домой и рисовать еще один рабочий день свои проекты. То есть, не уверен даже, что это хорошая идея, на это рассчитывать, и что стоит подобное планировать, потому что здоровье у меня далеко не ахти. Ну и в то же время, знаете, все эти рассказы про то, что ты и твой мир и твои идеи никому совершенно не нужны, бла-бла, и так уже полно нарисовали, миру нужна коммерция и продаваемые продукты, а Властелина Колец уже написали и всю мангу уже нарисовали.
В итоге я чувствую, что меня обманули.

Ну, я так стремился, я столько прошел, для того, чтобы заниматься делом своей жизни, которое я правда очень люблю, которое приносит мне вдохновение и счастье, и в черные периоды оно единственное, бывало, меня поддерживало, и мне казалось, что я самый счастливый человек на земле, когда я только поступил в художественное или когда я только получал первую работу. Но реальность слишком сурова, я не могу себя прокормить этим. Я не могу обеспечить нормальный уровень жизни себе. По отзывам, у меня хороший уровень работ и хороший вкус, и все на месте, но в процессе возникает куча разных трудностей, из-за чего с деньгами у меня не складывается, и сплошной завал предложений поработать "за пиар" или за микроденежку. А хочется хотя бы вкусно кушать иногда. Не говоря о том, что мне казалось, что это ужасно престижная профессия, а оказалось, что совсем наоборот, и, вроде как врач или юрист или еще кто - намного важнее, а зачем я нужен обществу - не ясно. Я понимаю, что это опять не совсем верно, и массовая культура формирует общественное мнение, и это так же важно, как журналистика, наверное. Но с другой стороны я слишком часто слышал, что я тунеядец, и что как игрушка успешно будет продаваться без художника, потому что иногда интересно играть и просто с квадратиками, так и общество успешно будет жить без художников, потому что это ведь просто досуг. Не говоря о тех художниках, кто не выполняет соцзаказ по популярным сейчас вещам, а что-то там свое, как Кафка, в ящик корябает.

Я уже даже начал между делом думать, что может, ну его, доучусь и буду переучиваться, например, на программиста. У меня типа все хорошо с логикой и точными науками тоже, так что в теории это не проблема, но я действительно всей душой люблю рисовать, и моя единственная мотивация тут только денежная и уныние от артрынка. На самом деле, идея переучиваться тоже вводит меня в уныние, но может я тогда все же смогу себя обеспечить, а жизнь научила меня тому, что это более важно, увы, чем любимое дело, хоть сомневаюсь, что нелюбимая профессия не вгонит меня в депрессию еще больше. В общем, ступор и я не знаю, как тут быть и есть ли какие-то шансы на просветление.

Может, вы можете что-то посоветовать?

Спасибо за ваше внимание и время.

(и да, анонимно, если что, пожалуйста)

***

После этого письма я попросила автора прислать какую-нибудь работу для примера - чтобы понять, кто это вообще пишет. Автор прислал работы, но при этом попросил их не показывать, сло словами:

Покажу!)
Вот, пару, наверное. На самом деле, люди очень жалуются, что оно слишком мрачное, и у меня бывают более позитивные вещи, честно. Просто, когда я рисую что-то коммерческое, у меня получается максимум вот (это я для стоков подрисовываю с горя), и это мой предел самомотивации, самоуговоров и попыток понять, что там вообще нужно широкому потребителю и чего от меня хотят.

Только и правда не показывайте, а то за мною кучка троллей ходит, узнают - съедят с повидлом. ^^

***

Со своей стороны напишу, что в приложении ко второму письму был шикарно нарисованный комикс. Т.е. рисовать автор умеет отменно, картинки интересные, товарные, все с ними хорошо. (Я бы даже сказала, что для большого комикса это слишком хорошо - за***шься такого качества целую историю рисовать - но бывают же люди, которым не жалко трудов.

Итак:
Да, есть люди, живущие на рисование комиксов. По крайней мере в Европе и Америке - есть. Не скажу, что их прямо миллионы - но тысячи - точно.
И они умеют зарабатывать зарплату на себя и кошку, и обычно еще ребеночка или двоих - это возможно. Я знаю лично двоих таких. Из которых один как раз пошел путем, описанным выше6 рисовал истории в картинках, такие смешные-философские, и вываливал их в интернет. Когда количество картиночек и их фанатов достигло критической массы, его заметил издатель, и начал делать то, что в таких случаях делают: книжку, еще книжку, ит сразу сумочку, кружку, майку, и все остальное.

Другой шел вторым из возможных путей, задумал сюжет, проработал его по всей форме (его, к слову, этому учили, т..к. он окончил вуз по классу мультипликации). Создал нормальный такой триллер со всеми делами, и отрисовал его. Получил такой том-историю, и нашел издателя. Потом еще год рисовал такой следующий. Оба рисовал, при этом работая на зарплате "в другом месте" - а именно - продавцом на кассе в супермаркете. Потому что пока не издал, жить таки было не на что. начиная со второй изданной книги доходов от книг стало хватать на то, чтобы по году рисовать следующую, вернее он чередует - в один год рисует большую одну, в следующий год - 4-5 маленьких.

Безусловно любая более или менее ладная история находит своего издателя. И естественно некоторые истории продаются лучше других. Например, историй трогательных и чудесных - великое множество, но до особой славы быстро прорвался автор истории tekkonkinkreet, у которого и этот комикс общей длиной в 600 страниц, и все последующие, страстно разрабатывают тему сирот, живущих на улице. (Вернее в новых книгах у него теперь сироты, живущие в сиротском доме). И конечно уже многие сказали, что рисует он совершенно гениально, но так же гениально рисуют еще сотни японцев. А прорвался он, конечно, потому что взял именно тему бедных сироток на улице. Ну да. Может быть и так. Но из его комикса сделали полнометражный мультфильм, и теперь он не только живет на свое творчество, он еще и совсем небедный человек.

И даааа, ну конечно же комикс "маус" прославился, потому что фашизм и концлагерь. Ну да, ну да, был бы он о чем угодно другом, никого бы не заинтересовали эти мыши. Но комикс про это - обязательно должны были заметить, везде про него написали, все прочитали, и вот автор состоялся. Многие его осудили за то, что он таким "дешевым" способом "набил себе славу". Однако - идея гениальная и автор молодец. Мог нарисовать что угодно, а нарисовал вот это, и так интересно тему разработал, все детали продумал.

И дада, конечно, есть еще такие хитрые, которые садятся на секс, потому что "у этого рынка никогда не бывает кризиса" - хорошо устроились. Но и они преуспевают там, потому что рисут свои картинки от всей души, потому что им нравится и хочется рисовать именно это, и фантазия и вдохновение у них работают хорошо именно в этом направлении. А то что рынок для этого есть - это никогда тайной не являлось. При этом, казалось бы, такой рынок, такой рынок, а известных "отцов" этого жанра, которые там известны и не вылезают из него десятилетиями - известных-то 20 человек, и не 1000 и не 10 000. Значит таки что-то в этом такое есть. что могут не все.

И вот сколько не кричи про "удачные темы", а наш Ямири (/Ян Михаель Рихтер) прославился настолько банальной историей, что аж не верится. Его жена бросила, и он нарисовал длинный и мутный комикс о страданиях мужика в четырех стенах, которого только что бросила баба. Все подробности мужского нытья, самосожаления, перемежающихся приступами гнева, стоки, скуки, и.т.д. 160 страниц нытья. Однако переиздается и продается уже больше 10 лет и не падает в рейтингах.

В общем - да, надо, конечно, найти хорошую тему. Которая потенциально будет интересна более чем 10 читателям, а если у всего этого будет еще какой-то глубокий социальный или политический аспект, это тоже поспособствует продажам.
Но с другой стороны опыт показывает, что любая тема может сработать, если сделать это умеючи, с душой и с надлежащей долей остроумия и глубины. Вон, у моего любимого Бастиена Вивеса продается вообще все - и девочка-балерина, и любовная история в бассейне.
В общем, да, есть на свете много тем, на которые можно рисовать комиксы так, чтобы они издавались и продавались, и этого хватало на жизнь автору. Насколько это реально в России - я не знаю, и даже готова поверить, что нереально. Но му живем в век интернета - если у тебя есть хорошая история, переведи на какой-нибудь немецкий-французский-английский (сам или денег кому-то дай) и пошли всем издателям - обязательно кого-то найдешь с хорошей книгой.

***

И конечно, с одной стороны, никто не сказал, что будет легко. Рисование (любое) это работа в пределах одного человеческого ресурса. Т.е. есть границы, дальше которых - не нарисуешь. Вот есть сколько-то часов в сутках, которые мы можем прорисовать - умножить их на максимальную скорость, когда еще не падает качество, плюс на максимальную продуктивность и вдохновение - и больше этого не нарисуешь, хоть убейся. С одной стороны - это совсем не так мало (по всяким мебиусам и Манарам видно, СКОЛЬКО можно понарисовать за каких-то 40 лет, если сидеть и рисовать беспрерывно - не пересмотреть!!!). Но это работа, из тех. когда каждый день встаешь, садишься за стол, и первым делом много часов рисуешь-рисуешь-рисуешь. И счастлив, что есть, что рисовать. Зато - любимое дело.
Т.е. жить на это можно, но пока живешь своим трудом, будешь довольно долго (несколько десятков лет) вкалывать много каждый день. А потом сможешь дальше жить поспокойнее на результаты только, если вовремя нарисованное раньше продашь.

***

Однако, мне кажется, что вся драма российских иллюстраторов вообще не в этом.
В Европе, там, где учат рисованию в определенном жанре, всегда сразу учат себя продавать. С самого начала. Для меня это когда-то было откровением - вот откуда эти ребятки уже в 20 лет знают, что надо делать. в какую точку надо бить, куда соваться, чтобы их работы появились там и тут. Оказывается им не только объясняют это во всех подробностях - им еще и помогают туда пролезть, это входит в часть программы. Пошел учиться - тебя научит и покажут тебе пути, куда это применить. У всех школ и профессоров есть свои "каналы" - есть галереи, которые регулярно делают выставки, и издательства, и агенты. и профессора дают своим студентам шанс показать свои работы там, и предложить тут. И в эти выставки берут - сначала одну выставку на 20 человек. Потом из тех, у кого хоть что-то купили, делают выставку на 8-10 человек, потом на троих, потом персональную. И так человек, за год-два до окончания, уже в нескольких местах выставился. И, если он проявляе настойчивость и просится еще, приносит новые работы, предлагает, то его берут еще, ставят в план, начинают обращаться. так же и с иллюстрациями - показывают портфолио из работ желающих поучаствовать знакомому агенту или издателю. Когда иллюстратору достается первое задание, можно еще пойти к профессору и обсудить, как бы его сделать получше, чтобы еще дали. И опять же - это уже двери, которые открываются, и остается в них пролезть. Конечно, пролезать должен каждый сам - ловить шансы, проявлять активность. но по крайней мере ясно, куда соваться! Это первый шаг ведь всегда - решающий.

Вот я недавно с интересом рассматривала блог очередной такой девочки, которая учится в школе комиксов в Брюсселе. Тюею она получает специализированное образование, ее делают именно автором комиксов, не просто иллюстратором. И я смотрю и думаю )в очередной раз то же самое) - это же надо. Такая молоденькая, и у нее уже такой четкий стиль. И она явно уже знает, куда грести. и гребет туда довольно активно. И вот она пишет про задания, которые ей дали - им там предлагают разрабатывать персонажей. Чтобы оптом этих персонажей поселить в какой-то истории, и истории с ними развивать. И им дали уже сколько-то принципов, по которым могут строиться типажи - например, среди прочих, "перевернутый герой". девочка там перевернула сказку про красную шапочку, и у нее главный герой - маленький бедненький волчонок в красном капюшончике - мимими. Но вот им же весь принцип объясняют, как этого героя создают, какие есть варианты, каким он мог бы быть. Какими могли бы быть сюжеты, которых оно будет участвовать. И помню, как Доминик учился в своей школе анимации, и их там учили сторибордингу: построению и развиванию сюжета до любого размаха, с любым количеством разветвлений и параллелей, и как сделать, чтобы регулярно у читетля интерес нарастал, и напряжение не падало, и.т.д. Там же и учат уже мыслить в направлении "такое никому не нужно" или "такое будет продаваться". не так, что "рисуй только кассовое", но они учат "корректировать" истории, героев и сюжеты, и направлять их правильным образом. например так, чтобы они не вываливались из какой-то целевой группы. Т.е., например, если "кормишь" одну группу, так корми ее тем, что она любит есть, в рамках жанра.

В общем - да, там, где на это живут, там частью образования является наука о том, как на это жить. Там студентам помогают считать. Я вот, с одной стороны, учила студентов, как планировать проект, чтобы он имел шанс сойтись к дедлайну. С другой стороны сама прошла курс совсем недавно - как считать стоимость иллюстрации, исходя из всех возможных прав, ограниченных, таких-сяких, там этих цен у каждой иллюстрации - 15 штук возможных. А курс был для студентов иллюстраторского вуза на втором курсе. :-) Я сидела, и как школьница, пыталась все понять, наконец, хоть сейчас уже. А я сама до этого торговала своими иллюстрациями в трех вариантах - в них я вот ориентировалась - эксклюзивные, неэксклюзивные, и эксклюзивные с ограниченным сроком. А тааам...

И понятно, что люди на здешнем рынке совсем иначе живут. У них нету ощущения, что их обманули, а есть ощущение, что надо работать и стараться - но есть несколько очевидных направлений, в которых надо грести, и тогда оно получится. А если долго не получается, есть специалисты, способные посмотреть и сказать, что человек делает не так. Потому что в поведении рынка некая мистика присутствует, но не до такой степени, чтобы совсем было не ясно, где ошибка. На какой-то
средний уровень, при выполнении определенных правил, выгребают все.

И я понимаю, что этого не хватает тем, кто в этот рынок просто так ныряют. Мне тоже не хватает, потому что училась я на другое. И поэтому в немецких реалиях так до сих пор и умею другое (которым больше не занимаюсь) продавать лучше, чем иллюстрации. Я чувствую этот пробел до сих пор. Но вижу, что его можно пополнять. Можно смотреть на коллег, у которых получилось продать похожее на мое. И смотреть, как они действовали, с чего начинали, в каком порядке что сделали. Многие вещи можно спросить и получишь ответ - многим не жалко (особенно это выражено в Берлине, тут очень щедро все делятся контактами и советами).

Посоветовать автору комиксов в России я ничего не могу. Это вопрос к вам, дорогие читатели - вы знаете хоть одного российского автора, который бы в Росси жил на рисование своих комиксов?
Я бы посоветовала такому автору создавать хорошие истории, переводить их на языки, и пытаться издавать в тех странах, где это имеет смысл. А издать параллельно русский вариант никто не мешает.
И советую учить английский, общаться с коллегами в других странах, задавать им вопросы, дружить блогами. Чтобы когда-нибудь его по дружбе позвали в проект, или поделились работой, или рекомендацией, или заказом, или каким-то еще шансом.
А когда появятся первые успехи - ездить туда, где его издали, ездить на выставки (комик-кон всякие), дружиться там с единомышленниками. Там же, кстати, новым издателям показывать новые свои вещи. И спрашивать их в лоб, кто на это живет и как. :-) Думаю, что много интересного можно узнать. :-)

В любом случае желаю автору письма удачи - комиксы у него хорошие, просто надо как-то сделать из них что-то целое и продать в правильном месте.

P.S. А стоки - это не место, чтобы заработать хоть что-то, пока не зарабатывается на комиксах. Это ошибочное мнение, что стоки, это какое-то такое место. где можно заработать "легкие деньги" на изобразительных "отходах производства". На стоках кто-то зарабатывает - но это те, кто от всей души вкладывает туда очень много работы, с такой же отдачей, как в любую другую работу. Это совсем нельзя сделать "побоку" или между делом. Если нужно заработать немножко денег, чтобы было на что жить. пока по вечерам свой комикс рисуешь - ей Богу, проще действительно пойти продавцом в супермаркете или техдизайнером куда-то. Там будет сразу отмеренная какая-то зарплата, на которую можно рассчитывать. А стоки, это такие вещи, которые надо долго-предолго терпеливо поливать и ухаживать, прежде чем там что-то расцветет. И если это дело не нравится - то вообще лучше даже и не пытаться.