August 11, 2013

А можно ли сделать одну копию себе?

(Для начала я бы хотела ограничить эту тему только одеждой и украшениями - ок? А то сейчас располземся слишком далеко...

Тут в комментариях некоторые дизайнеры написали, что совсем не переносят, когда- кто-то делает копию их одежки. Пусть даже одну-единственную, только для себя, и в совершенно некоммерческих целях.

Это часто бывает, что человек, умеющий что-то сам, видит некую вещь - интересную, красивую, дорогую - и думает - ну вообще-то мне такое самому сделать - пара часов. А иногда - не пара часов, а много времени, но зато в разы дешевле. Либо начинается "вот это - что надо, если бы только не эта длина...

А на самом деле это, конечно, две разные песни: точная копия, и копия с небольшим изменением.

С изменением. это когда "отличная идея, прекрасно. но я такое не могу носить, потому что с открытым животом, а я с открытым животом не ношу". И "Вот если бы оно было такое же, но подлиннее..."
И человек шьет себе такое же, но подлиннее. Либо все прекрасно, но автор шьет свои произведения только из чистой шерсти, а у кого-то аллергия на шерсть. Либо все цвета, в которых это дают - страшно противопоказаны желающему. А в его цветах этого не дают. Либо, вот был у меня случай, когда мне нравилась вещь одной модельерши, но так вышло, что я ее увидела лет через 5 после того, как она отгремела. Я добралась до нее лично, и спросила, будет ли она когда-нибудь повторяться, и не завалялось ли где-нибудь одной - с выставки или откуда-то. И не шьет ли она такую на заказ, на все получила негативные ответы, и сшила себе сама.

Сложнее с тем случаем, когда людям хочется действительно "точно такое", только нет возможности заплатить за оригинал. Все мы знаем, что производство хороших вещей стоит огромных денег и их транспорт, хранение и прдажа - тоже. Но еще многие накручиают цены по разным "политическим" причинам - потому что имя, малый тираж, предмет искусства, особый случай. И вот есть некто, кому очень и очень такое хочется. Ну очень. Но денег нет.

Я помню, как у моей мамы были в художке две подруги. Они были настолько бедны, что это нельзя описать никакими словами. Детдомовсткие. Бедные, добрые девочки сироты с золотыми руками. Когда им дали какую-то там темную затхлую комнатку - холодную и маленькую, но свою, счастью не было предела. Когда откуда-то досталась старенькая швейная машина - вообще счастье-счастье! Они учились в художке на модельеров, и практически голодали. И вот они шили. Потрясаюшие вещи, с миллионами деталей. Вот, знаете, мы сейчас часто делаем что-то, выпускаем свои вещи с подругой - и при этом мы обе умеем хорошо шить. и знаем, как это делается. И все равно часто киваем и говорим с пониманием - окей, ту вещь нам отшили на произвосдтве, но руками. И это видно. когда человек шьет руками, это другое, чем когда он на машине, которая ваккумом засасывает все, и с точностью до десятой доли миллиметра шьет все на одинаковом расстоянии от края и.т.д. Так вот - эти девочки шили руками так, как если бы это была промышленная машина. с вакуумом и с о всеми делами. Очень медленно, но ровно-ровно-ровно, так качественно. так красиво. В ответсвенных местах они буквально медленно шагали по дному шагу по многочисленным слоям ткани, аккуратно руками транспортируя все - и ткань, и все остальное. :-) В общем, этим девочкам тоже хотелось красивых вещей, и в какой-то момент они начали копировать всякие джинсовые плащи и вообще джинсы.

Им хотелось именно такое. Средств было - ноль.

Это про них была история, как брат одной из них сам придумал "технологию", как кусок армейского брезента долго мочить бензином и коричневой масляной краской, и потом драть наждаком, приклеенным к деревянному бруску, пока не получалось что-то очень похожее на замшу. Потом это надо было миллион раз постирать и погладить. Но получалась прямо замша. Вот так они все делали. Воровали на стройках материалы, и отформовывали "фирменные" пуговицы, потом отливали их из пордучных материалов, и красили во много слоев порошками и пигментами, пока не получалось похоже на металлические. Собирали вокруг лотерейного ларька порванные билетики, потому что в них были жлезные дырки. Потом вымачивали из них бумажку, чтобы эти дырки достать, и потом 2посадить" на ткань, забивая молотком. Вот все так. Чтобы получить максимально похожую копию какой-то джинсовой курточки.

Ну и вот - сейчас все скажут - да, такая выдумка, такие старания, такие труды, потому что человек настолько беден, а ему так хочется - это конечно очень трогательно и похвально.

А если не совсем так? Многие вещи - повторить - не получается так уж дешево. Сейчас никто уже не делает замшу из брезента - идут и покупают нормальный кусок ткани. И получается, что потратили часа 2 на шитье, чтобы получить, например, вещь за 60-80 евро, которую - ну да - в оригинале продавали за 400, или 250. Казалось бы - можешь отдать 80 за вещь - так не купи себе еще три какие-то, и отдай деньги за оригинал, тому, кто этот оригинал создал.

Но кому-то хочется три копии вместо одного оригинала.
И как - имеет но право?

***
Мне кажется, что такие люди у модельера никакой кусок хлеба не отбирают, и бизнес не портят - если они не собирались вещь покупать никогда, то и не соберутся. А от одной этой копии ничего в мире этого дизайнера не изменится.
А те, кого так сильно коробит от таких копий - расскажите, что именно вас огорчает/возмущает больше всего?

Кстати - к слову - нашла у себя старую фотографию той самой Аррей Коно, сделанную в трамвае возле моего дома (она недалеко от меня тут живет :-))
В собственных творениях, едет из своего магазина домой.