March 21, 2022

Шить трудно - вязать легко

Увидела в чатике рассуждения о том, что мол шить вещи прилично - это трудно и высокое искусство. А вязать - это так, попроще. "Медитативное занятие для домохозяек".

И упоминалось, что для качественного шитья нужно уметь делать ровные строчки, а это трудно.

На самом деле ровные строчки - это механический навык. Который приобретается довольно быстро. (Особенно, пока речь о более или менее простых тканях.) Впрочем, в ателье учеников и на атласе строчить сто идеально параллельных строчек научивают за один день. Есть прием просто.

Хорошо шить означает - разбираться в тканях, понимать, как они будут (или не будут) тянуться, гнуться и "течь", когда из них сошьют изделье той или иной формы, и наденут на человека. Как оно будет "сидеть" и "облегать" или торчать и топощиться. Как будет выглядеть. Какой эффект не скроешь, от какого не избавишься (и поэтому лучше с ним работать). Как выкройки работают, и что с ними делать, чтобы что-то изменить. Короче, да. Шитье может начинаться от фшивания простеньких штанов и бюочки для ребенка за час, что под силу каждому, кто немножко потренировался. До высокого искусства. А вязание?

Тоже.

Моя бабушка когда-то вязала большие вещи. Не просто носки и шарфики, а одежду. На свою довольно пышную фигуру. Например, кофту и юбку. И то и другое хорошо сидело, не провисало, не растягивалось где не надо. И вот бабушка меня учила вязать. (Научила, но на такие серьезные вещи у меня не хватает мотивации, именно потому, что ясо временем поняла, как это надо бы делать, если вообще берешься.) И она говорила, что большинство людей, даже вяжущих, не знают ничего о том, как нужно вязать нормально вещи. Особенно большие, сложные, которые должны хорошо сидеть и хорошо себя вести на протяжении долгого времени.

Для начала нужно правильно выбирать шерсть, и немного интересоваться ее особенностями. Например, бывает тяжелая шерсть, которая имеет тенденцию к проседанию. Из такой свяжешь узкую юбку, и будут вечно торчать растянутые коленки. Либо сошьешь детали, а потом оно будет тянуть на швах, и проседать в других местах.

Или мало эластичная шерсть, которая вообще не тянется и не пружинит. С этим тоже надо работать.

Многие вяжут обрвзцы маленькие: 20 петель, 20 рядов, чтобы посчитать, сколько шерсти уходит. А бабушка вязала длинные и широкие. Чтобы посмотреть, как оно провисает, вдоль и поперек. И образец стирала. Чтобы посмотреть, что будет после стирки. Многие виды шерсти очень менялись после первой стирки, нитка могла распрямиться, и полотно могло увеличиться, стать менее эластичным, менее плотным.

Кстати, о сшивании - сшивать вещь надо не как попало. А определенным образом, чтобы швы не слишком тянуло. Но и чтобы они не "волнились". И перед сшиванием все детали нужно отпаривать, так, чтобы ничего нигде не заворачивалось, но также чтобы изделие не потеряло форму и эластичность.

Особенно все это важно, когда нужно связать более крупную вещь - кардиган, пальто, платье, длинные кофты. Я слышала рассказы о том, как вещи после первой стирки удлиннялись на полметра. :-) Серьезно. Либо провисали большой дугой между швами.

В общем - чтобы хорошо вязать презентаьельные вещи, нужно разьираться в разных видах пряжи, и в том, как они себя ведут в носке и стирке. Нужно вязать большие образцы, и пробовать их стирать, прежде чем браться за большую вещь. Нужно уметь вязать полотно разной плотности - иногда уместно вязать очень плотно, аиногда - наоборот. И хорошо бы понимать, как вязаное полотно ведет себя там, где вязали реглан или убавляли петли по диагонали. Нужно уметь вязать правильные воротнички и манжеты, застежки, петли для пуговиц, канты, обрамления. Чтобы углы и края на заворачивались и края не тянули.

В общем, мне кажется, что нет такого рукоделия, в котором все легко и просто, по сравнению с другим. В каждом можно все возвести в ранг искусства, и творить потрясающие вещи. И для этого нужно будет матерство и опыт.

P.S. Помнится, ехидничали мы о "бесполезном" рукоделии - макраме. Когда ему учили в школе, все останавливалось на дурацких панно из 10 веревок, и подвеске для цветочного горшка. Только потом я увидела, какие в этой технике можно делать потрясающие вещи. Но и тут сразу оказалось, что они круто выглядят вблизи только, если учтена куча деталей, и исползован подходящий материал. а не абы что.