August 19, 2021

Когда нет культуры изготовления чего-то

Я заметила, что в некоторых странах патологически не умеют делать некоторые вещи. Я пыталась как-то изучить это явление, и везде натыкалась на теорию, что "там просто не было культуры изготовления вот этого". Или, например, существовала культура изготовления единичных экземпляров, но не было массового производства. Но в других странах тоже когда-то не было массового производства, но в какой-то момент научились делать массово и хорошо. А в других - нет. Почему? Может быть разница только в том, что одни раньше начали? Лет на триста? Или на тысячу?Читала еще у одной американки теорию, что в некоторых странах результаты массового производства лучше, потому что оно дольше существовало до начала "гонки производительности", когда начало очень резко падать качество, и начали изменяться технологии, чтобы начать производить то же самое даже не в сто или в тысячу раз больше, а в сотни тысяч раз. Вот когда началось это "мы производим 45 тысяч вот этого в день", вот тогда отношение к качеству резко изменилось.

В общем, не знаю точно, почему так, и как так сложилось. Но есть заметные тенденции.

Я 19 лет прожила в Таджикистане. Там некоторые вещи умеют делать просто фантастически. По сути все, что делается вручную и сравнительно небольшими тиражами: керамика, мозаика, кундали (объемная роспись). Резьба по дереву: помнится, в нашей художке во дворе стояла беседка, полностью вырезанная из дерева. Там было много столбов, все в мельчайших узорах. Это было всего лишь собрание дипломных работ выпускников отделения, которое этим занималось, и было очень круто.

Вышивки! Я сама научилась там традиционной вышивке, видела, как делают, знаю много образцов. Объемная вышивка золотом - супер ровная, плотная, симметричная, сложная. И она очень хорошо продумана стратегически: техника подразумевает, что золотая нитка идет только сверху, на изнанке встречается только дешевая хлопчатобумажная или шелковая. И там скорее сам материал рассыпется в прах от времени, нежели что-то из этой вышивки побледнеет или развалится.

Но все школьники и студенты в Таджикистане работали где-нибудь на производстве. Я работала в типографии. Еще задолго до того, как я впервые увидела типографию изнутри, у нас был спорт такой: зайти в книжный магазин, и выискивать там особо кривые книги. Один такой был в соседнем от нас подъезде, прямо в нашем доме. Я была рекордсменкой этого спорта. Часто достаточно было глянуть на стопку одинаковых книг, и уже было видно, которые из них особо кривые. Там было все: и приклеенные к обложкам скомканные форзацы, и обложки, выгибавшиеся буквально дугой. И перекошенные по диагонали книги, настолько, что не понятно, как это сделали. И конечно же много того, что вообще не приклеилось. Более того, даже не соприкасалось с клеем. Интересно, что продавец в этом магазине спокойно выкладывал эти "шедевры" на полку, вместе с другими экземплярами. Даже в голову не приходило, что это - брак, и оно должно уйти в какое-то другое место.

Потом я проходила производственную практику в типографии.Классе в седьмом. Там был конвейер, картонки для обложке, на них одна женщина налепляла обложки, другая заворачивала края. ту и другую операцию мигом доверили семиклассникам, потому что точности не требовалось. Приклеивали "плюс-минус полметра", и всех все устраивало. Иногда к нас прилетали картонки, на которых клея не было совсем. Не досталось. Мы спрашивали, что с ними делать, и нам велели делать "все то же самое". Сопровождая это бессмертным комментарием "само приклеится". И действительно, многое приклеивалось, и даже навсегда склеивалось с соседними экземплярами. Потому что в одном месте клея не долили, а в другом - безжалостно перелили.

То же самое было на текстильном комбинате, на котором мы с удовольствием проводили время, вместе с модельерами с отделения "ткани".

Миллионы метров криво прокрашенных тканей. Которые спокойно шли в производство. Одни, не глядя, отправляли в раскройку полосы, на которых поверх обычного узоры были многометровые потеки какой-то краски, либо пробелы шириной 30+ см и длиною в много метров. Потом это так же спокойно уползало в пошив. И это сшивали. И бросали в одну кучу с готовыми вещами. И оттуда оно уходило в магазины. Все видели, что там пятна, полосы и не знаю что. Но никто не обращал внимания. Прилетело? Сшили.

Там были хорошие вышивальные машины, но вышивали ими тожде крайне небрежно, тоже отклоняясь от рисунков "на полкилометра". В общем, очень многие вещи выходили оттуда просто невыносимо кривыми, косыми и испорченными. И это был откровенный брак. Но его таковым не считали.

Другой проблемой было то, что многое было "не браком", а нормально сделанным. Но это просто никуда не годилось. Просто например среди воротников не было ни одного нормального. Вообще ни одного. И среди пришитых пуговиц, и петель для пуговиц. И определенных углов на сумках, и.т.д. Были просто места, которые с первого дня как придумали шить не по-человечески, так и шили всегда. Сам метод был нехороший, таким способом нельзя было сшить хорошо. Надо было саму технологию продумывать иначе. (И потом я увидела, что в других странах таки шьют иначе, в другом порядке, и все хорошо.) Но кто-то это один раз придумал, и все по этому методу шили. Каждый раз криво и косо. И это не менялось уже никогда.

Поэтому люди, которые пытаются что-то производить в России, ходят и смотрят на производство, заглядывают в цех. И если там сидит полный цех таджиков, им просто не заказывают пошив. Это не национализм или что-то такое, просто известно, что они не умеют хорошо шить, массовый пошив у них всегда был кривым и косым. И это так глубоко сидит в головах и в моторике, что переучить очень трудно.

Я не говорю, что переучить невозможно. Но никто этим не занимается. Человек прхиодит на производство и говорит, что он умеет шить, у него есть большой опыт. Садится и делает. Если сказать, что вот, нас надо шить аккуратно, они может быть кивнут ибудут стараться. Но они даже не понимают, что именно нужно менять.Ну, совсем какие-то грубые ляпы постараются не совершать. Но в целом такого человека нужно было бы поместить в другую среду, и некоторое время пересматривать каждую вещь, которую он делает. И во все уголки тыкать: вот так не делают, так не надо. И тогда, через некоторое время, в ущерб темпу и производительности, изменилось бы качество. Но этим никто не занимается в большинстве цехов.

Еще очень многие большие фирмы имеют опыт, когда кого-то из сотрудников отправляли именно жить и работать в Китай, чтобы там следить за производством. Все знают, что через полгода, самое позднее через 8 месяцев, нужно забирать людей оттуда. Потому что у них трансформируется представление о качестве. Они начинают присылать и пропускать все более низкокачественные экземпляры, и все меньше понимают, что с ними не так.

Каким-то образом производство набрало там такие обороты. Такие гигантские проценты брака стали нормой. Только отклонений оказались "в пределах допустимого". Что все качество вместе упало. И во многих областях его не получается больше поднять.

Опять же - можно все. Просто для этого уже надо целенаправленно переучивать людей. И - как вы уже догадались - лучше всего это работает, если человека поместить в другую среду. Отправить хотя бы на годик делать то же самое в стране, где качество совсем другое, и где он один, а кругом много людей, привыкших к совсем другому. Вот тогда он переучится.

Я как-то читала статью немецкого института статистики, где было сказано, что самые низкокачественные сладости делают в Индии, самые плохие машины производят в Иране, самое плохое вино - в Китае. Самую плохую электронику в мире происходят на Филиппинах. (Я тогда раздумывала о том, что я ни разу в жизни не видела никакого предмета электроники, сделанного там, ини одной филиппинской марки не знаю. Но раз у них все такое некачественное, наверное тут и не пытаются это закупать?) Вопрос: почему именно в этих странах с этим товаром не срослось? Китайцы не понимают, что считается хорошим вином? Мерки установили европейцы, и они просто не совпадают с китайскими вкусами?

А что с индийскими сладостями не так? Все, которые я видела, являлись просто переплавленным сахаром и добавлением каких-то жутких (видимо очень дешевых) красителей и ароматизаторов. Не считают нужным чем-то сильно "украшать" сахар? Считают, что он прекрасен сам по себе, и не надо с ним больше ничего особо делать? Или наоборот считают, что он такой сладкий, что бесполезно добавлять к нему другие естественные вкусы, все равно не почувствуешь? Бухают всякую резкую "химию", потому что ее хоть замечаешь?

Не знаю, это все - предположения. Но все же есть такое, что некоторые товары в некоторых странах делают так, что в большинстве других стран их считают низкокачественным. И причиной тому - какие-то глубинные убеждения, или картина мира производящих, которую трудно изменить.

Все мои новости в Телеграме

Мой чат в Телеграме

Иллюстраторский чат в Телеграме

Мои неприличные картинки в Телеграме

Патреон, Фейсбук, Инстаграм.