April 15, 2022

Научиться видеть качество

Я часто сравниваю танцы с рисованием. Потому что у новичков похожие проблемы. И решения похожие. По сути, человек видит нечто красивое (что сделали другие, или перед своим "мысленным взором"), а когда пытается сделать, выходит не так. И все обучение, это попытки свести вот это "сто делает тело" с тем, как оно должно выглядеть со стороны, плюс попытки понять, как оно сделано, и почему там сошлось, и здесь совпало. И в каком порядке что надо делать, чтобы оно получилось.

В итоге есть набор отработанных приемов, которые сильно облегчают задачу и ускоряют обучение. И есть люди, которые ими овладели интуитивно, и сами толком объяснить не могут, как оно получается. Уву-то докопались, еще ранше, чем научились думать и анализировать свой опыт.

А есть те, кто изучил повнимательнее, разобрался, разложил по полкам, и главное - понял, где и почему оно вначале не срабатывает. И как лучше всего начать и сделать, чтобы оно все-таки получилось.

И в обоих видах искусства это много разных вещей, которые желательно контролировать одновременно. И чтобы это получилось, хорошо бы значительную часть операций выполнять на автомате. Про некоторые вещи принять решения - как делаем - и больше об этом не терзаться. И вообще, абсолютное большинство проблем там лечится многократным повторением. Десять тысяч раз тут, пять десятков там, и отрастают новые нейронные связи, благодаря которым мозг перестает метаться и во всем сомневаться.

И некоторые вещи нужно поповторять "тупо", просто чтобы мозг привык. А к некоторым надо прилагать солдатскую смекалку, и понимать, что делаешь.

Терпение и труд, все перетрут.

Но есть одна интересная деталь.

Мы вот сегодня очень посмеялись над одним моим творческим экспериментом. Я попыталась сделать нечто красивое (что никогда не пробовала), по инструкции в интернете. И получилось как на прекрасных картинках-мемах: "Картинки из интернета и реальность".

Там в интернете был потрясающий торт, похожий на мастерски сделанную скульптуру. А пр попытке повторить - получается беспомощная кучка из крема и краски. Или маникюр - в интернете оно прямо такое все точеное и идеальное. А у любителей, которые пробуют - тяп-лят и плюс-минус полметра.

Но я вот о чем подумала: бог с ними с творческими неудачами. Один раз получилось криво, во второй раз уже будет гораздо лучше. Перечитаешь кучу форумов, посмотришь видео на ютюбе, включишь голову, подберешь инструменты получше, потренируешься. Все будет, при условии, что будет желание развиваться в этом направлении.

А я вспомнила времена, когда я хотела нарисовать вот так, как на идеальной картинке, рисовала так. как на фотке, над которой все смеются. И не видела разницы!

Я не видела!

Помню, как мама мне говорила, что такие вот линии не годятся, это плохо, это надо делать не так. Про некоторые вещи говорила, что это уже нельзя исправить, это надо рисовать заново. Ведь не было компьютера, и возможности вернуться на 10 шагов назад. В некоторых случаях грубые ошиюки нельзя было никак замазать.

А я плакала. Не от лени и потому что переделывать неохота. (Хотя и это было, переделвать всегда скучнее, чем что-то новое интересное начинать.) Но главным образом я плакала, потому что не понимала, как надо сделать, чтобы стало лучше. Потому что не понимала, чем плохо то, что я сделала.

Потом, 10 лет спустя, я смотрела на эти работы, и хваталась за голову. Теперь мне все было понятно - это было криво, косо, там "зажарено", тут было очень откровенно видно, как я промазала, пытаясь провести нормальную линию. И потом 10 раз попыталась исправить, и с каждым разом становилось хуже. А потом я пыталась тут замазать, и там спрятать, но оно не спряталось, в силу невозможности такими красками такое замазать. И это все было очень видно.

Плюс - часто было видно, что линии просто некачественные, потому что мелкой моторики не хватает. Если апликация или что-то вырезанное ножниами - видно, что я не достаточно аккуратно везде держалась на одинаковом расстоянии от края. Рука скачет, нож скачет, ножницы скачут, нажим кисти, дуги, прямые линии и углы. Не хватает точности движений.

Кстати о ножницах: когда я была маленькая, мне с очень ранних лет очень многое давали вырезать. И в какой-то момент я неплохо научилась. Где-то классе в пятом я сидела с соседкой и вырезала бумажных кукол. Я вырезала одну, и тут же пожалела, что отвлеклась, и в двух местах у меня съехала рука, и получилось очень криво. Но подруга взяла у меня куклу из рук и просила: "Это ты вырезала? Ого! Так аккуратно!"

Это был один из первых разов, когда я увидела это со стороны, что для одного "вау как аккуратно", а для другого это - гораздо кривее, чем можно было бы. А еще бывает просто профессионально выполненный коллаж, а еще - нарезанные типографские товары на продажу. И все это - новые и новые уровни аккуратности, и их много.

Где-то - плюс-минус полметра не имет значения, а в другой раз какое-то едва заметное виляние на десятую долю миллиметра делает товар категорически непродаваемым. Откровенный брак. Который случается, однако, довольно редко, если рука набита.

Но вернемся к неспособности видеть. Сначала, когда я была маленькая, мне казалось, что все нарисованное - прекрасно. И годится. Для всего. А что.

Потом я копалась в этом более 30 лет. Линия такая, заливка эдакая, товарный вид, нетоварная линия, грамотная анатомия, набитая рука, сильно, но скучно, слабо но душевно.

А потом я сделала круг, и мне все нарисованное снова начало казаться прекрасным. Потому что рисует человек, хорошо ему, вот и здорово! Я серьезно. Ну да, есть разные задачи. Если хочешь продать работу в такой-то нише, надо выполнять определенные условия. Если хочешь производить таких-то работ столько-то в неделю, день и месяц, надо нарабатывать профессиональные приемы. Но я научилась понимать, что многим рисующим ничего этого не нужно, а нужно только удовольствие от творчества. А многим нужно только, чтобы получилось мило и нарядно, это не совсем нулевоц уровень, но и не такое заоблачные амбиции. Ну и хорошо. А кому надо заработать или сделать что-то определенное - те садятся и долбят приемы и теорию, пока не вдолбят в голову и в руки и в "память тела" и "автопилот". Но в целом - это просто разные мелкие грани одного прекрасного целого.

Подозреваю, что с танцами может произойти что-то похожее. Сначала, когда я в первый раз пришла на зумбу, мне казалось, что прекрасны абсолютно все вокруг меня. Потом начала замечать какие-то детали. Что кто-то машет руками получше, двигается побогаче, точнее выполняет движения. Более контролированно приводит руки-ноги в те или иные позиции. Работает над характером движения.

Потом прорезался следующий уровень (и я долго не могла понять, из чего там сделана магия). Некоторые махали руками мало, местами вообще даже просто стояли на месте, но выглядели круче других. :-)

Сначала я не могла ничего запомнить из хореографий. Плакала и удивлялась, как, казалось бы, быстро и безупречно запоминают другие. Потом взялась и научилась. Потом начала видеть, как регулярно забывают и путают самые крутые танцоры, и даже в тех случаях, когда очень долго и старательно учили. И поняла, что дело не в забытых шагах, а в том, кто мастерски умеет выйти из положения, чтобы никто кроме них не заметил, что там что-то было задумано не так.

Потом я начала заниматься изоляцией, и мне открылись целые имры. С одной стороны - безграничные возможности, чтобы запутаться в собственном теле и ощущениях. При том, что я в последние годы много занималась работой с телом. Прямо поразительно, какое богатство багов и нескладущек вылезает.

С другой стороны - про многие вещи, которые я сто раз видела, я неожиданно поняла, что там содержится еще то и это. Вот тут я вспомнила про неумение видеть. Когда смотришь на кривую и косую картинку, и думаешь: "а что такого?" А глядя на крутую работу как бы понимаешь, что она хорошая. Но половину ее выдающихся качеств воощее в упор не видишь. Что там еще вот такая линия, а тут еще вот так теньку нарисовали интересно, а тут еще спецэффектов добавили. Если ребенок садится такое срисовывать, он примерно перерисовывает форму, заливает похожими цветами, и уверен, что он сделал такое же. А если сказать - что "ну вот тут же еще такие штуки", он возможно будет всматриваться, и все раво не поймет, во что его там носом тыкают. Картинка и картинка. Какие-то там пятнышки? Так он думал, что оно просто само так выглядит. Ну не знаю, из-за фактуры бумаги может быть. А разве это важно?

Вот так с танцем - ну да, у одного выглядит так, у другого эдак. Наверное у того человека просто пластика другая. А потом начинаешь понимать, что он тут собрал, а там шевельнул, а тут вставил малюсенькое движение, которое все учат год. :-) И потому оно такое красивое, и интереснее, чем у всех.

И дальше можно в этом копаться. Научиться придираться. Чего стоит один только круг бедрами: когда я начала его разучивать, случился замечательный челендж, где надо было ровно такое движение делать. И я пересмотрела около 150 роликов, где разные люди это пробуют. И какая я тут вдруг стала наблюдательная - этот так не делает, этот тут срезал, этот схитрил, тот не дотянул.

Одновременно у многих, кто там не доделал, и тут технически не дотянул, получается эффектнее и краше, чем у других. Иногда - потому что личный шарм ипсолняющего имеет значение, либо человек смешной и забавно смеется над своими недостатками. Либо он не умеет делать технически безупречно, но владеет кучей трюков, как преукрасить.

И в рисовании тоже такое встречается. Когда кто-то откровенно слабеньнко рисует, но умудряется делать такие нарядные и милые работы, что это всех подкупает, и ему всю откровенную кривизну прощают.

А вот Настя, которая учит меня изоляции, уже смотрит на танцующих так же, как я на рисующих. Они ей все прекрасны, лишь бы себя не калечили и других опасности не подвергали. :-)

Интересно, я когда-нибудь наращу такую насмотренность в танцах? Чтобы начать уверенно отличать сильное о слабого, понимать, что из чего сделано во всем, что я вижу. И найти свое место где-то среди всего этого великолепия. Чтобы было куда стремиться, и одновременно понятно, куда мне не надо (или уже не попасть), но чтобы это было во всех смыслах осознанно. И чтобы в своей нише я увидела все, из чего сделано качество. И чтобы стало понятно, что надо делать, чтобы его здесь и там нарастить.

?

P.S. Пока я тут смеюсь и радуюсь, что у меня обнаружилась новая суперспособность. Я оказывается умею бесчисленными разными способами запутаться в собственном теле и своих же движениях. И даже когда Настя говорит: "Вот так ты точно не запутаешься", я немедленно нахожу способ все перепутать и тут!

Я конечно шучу. Но в каждой шутке есть доля правды. Это ведь означает, что такие бездны открылись, столько всего еще стоит изучения и проработки. И все это - внутри меня.