April 20, 2022

Если много раз делать плохо, хорошо научишься делать плохо

В комментариях под статьей про миллион повторений, которые ведут к успеху, меня спросили, разве не действует для рисования правило, что можно вдолбить себе что-то неправильное, от чего потом трудно будет избавиться.

Я не очень поняла, где я написала что-то что ставит этот тезис под сомнение. Но да, конечно. Если что-то миллион раз повторить неправильно, оно вколотится неправильно. И переучить на правильное будет труднее. (Иногда - невозможно или почти невозможно.)

Это наверное всего касается. Человек очень хорошо приспосабливается. И если очень хочется, но никто не учит, люди что только не осваивают, иногда они интуитивно приходят к тому, как делать вещи оптимально. А иногда - нет.

Сколько есть историй про каких-то самоучек, которые научились сами фигурному катанию, балету, игре на пианино или каким-то ремеслам. Потом их заметили. То что они делали было прекрасно, душевно, со страстью и с чувством. Но технически неправильно. Иногда неправильная техника приводит со временем к телесным повреждениям, особенно в спортивных дисциплинах. Хотя тут специалисты утверждают, что люди, которые усиленно занимаются и выбивают большие результаты, часто интуитивно или методом поиска и ошибок таки приходят к менее травматичным методам выполнения. И идеально выполненные упражнения в спорте тоже прилично портят здоровье всем, если речь о профессиональной деятельности.

Но главным образом отсутствие правильной техники приводит к тому, что на каком-то уровне это начинает мешать карьере и развитию в профессиональной среде.

Фигуристку, которая технически неправильно делает какие-то пируэты, не допустят на олимпиаду, потому что нельзя сравнивать элементы, когда разные люди исполняют их по-разному. Пианиста, который играет не так, как принято, не сможет играть на каком-нибудь конкурсе Чайковского, где оценивается не только красота, но и техника и профессионализм. Балерина, которая танцует по канонам, не получит партию на сцене большого театра. Все эти люди могут получить много признания, и найти свое место где-то, где им простят их особенности, и может быть даже сделают из этого "фишку". Но некоторые двери останутся закрытыми.

Однако есть еще одно печальное последствие.

Во-первых - если подойти к делу неправильно, у человека безусловно есть шанс разобраться, каким-то безумно упорным трудом, с помощью внимательного изучения и изобретательности. Но можно потерять кучу сил и времени. Местами - годы жизни. В то время, как можно было выучить что-то довольно быстро, и двигаться дальше. Если бы профессионал в этом конкретном деле просто показал, как надо.

Во-вторых - некоторые неправильно исполненные вещи просто мешают делать что-то другое. Т.е. человек не может перейти на следующий уровень, либо на следующем уровне делает плохо, и не может сделать "как надо", просто потому что на предыдущем этапе оно сделано не по классическому канону. Особенно часто это выстреливает, когда речь доходит до ремесел и технологий. Например, человек выкрутился и сделал что-то из пластика вместо металла, потому что не хотелось или не было сил и денег (и знаний), чтобы разбираться с обработкой металла. А потом он упирается в то, что некоторые вещи не работают, не сходятся, не держатся или не выглядят, потому что они не из того материала.

В иллюстрации тоже такое есть. Например недавно в иллюстраторском чате была дискуссия, можно ли научиться и привыкнуть рисовать мышкой вместо планшета. Ну, теоретически можно. Знаю таких, кто привык и так работает. Хотя мне кажется, что это - мучительно, и нет никакой веской причины так мучиться там, где для работы придуман гораздо более удобный инструмент. Однако на каком-то этапе для человека просто закрываются возможности. Например, если захочется рисовать линии, которые меняют толщину, по мере того, как ведешь линию и регулируешь нажим. Да, нажим тоже можно симулировать мышкой пририсовывая здесь и там толщину к линии. Но это - во-первых лишняя трата времени, а во-вторых - если приделывать эти толщины на свое усмотрение, а не там, где они возникли естественным образом, при взмахе пера, вид у всего не такой живой и естественный.

Но вернемся к этой истории с повторениями.

Кто сказал, что повторять надо неправильное? По уму надо учиться делать правильно, а потом правильное повторять. Пока оно не вдолбится и не станет привычным. (И не перестанет ощущаться странным и неудобным.)

И тут есть вариант, который я сама часто использую в самых разных делах. И вот сейчас в танцах - тоже.

Например, я сначала училась делать круг бедрами и грудью. Потратила на это пару месяцев. Параллельно начала пробовать делать волну грудью - две ее разновидности. Потом мы добрались до усложнения задачи. (После того, как меня несколько раз похвалили за то, что то и другое уже получается довольно приглядно, и очень часто получается сделать правильно.) Переход. Предположим, делаем два круга грудью, потом две волны.

Тут у меня вылез страшный баг: я так занята этой задачей, что начисто забываю, в какую строну я крутилась. Причем задание сформулировано просто. Все время делаем круги в одну и ту же сторону. Скажем, по часовой стрелке. Два круга, две волны. И вот я делаю круги, потом делаю волну, потом замираю. Куда дальше? В круг! Но куда?! Делаю осторожное движение влево, потом вправо, начинаю сомневаться по поводу того, куда мне при этом надо дальше двигаться, назад или вперед. В общем, замираю, потом начинаю метаться, потом иногда делаю круг, но часто не в ту сторону.

Хорошо, не получается так - можно командовать. Налево. Назад, потом направо и вперед. Не помогает. Туплю. Говорю сама себе прямо вслух "налево" и стою туплю: блин, где лево-то? Это при том, что пять лет назад поведенческий психотерапевт в один сеанс отучил меня путать лево и право, причем очень крепко.

Я начинаю анализировать ситуацию: почему все развалилось? И понимаю, что у меня просто слишком много вещей, за которыми я пытаюсь следить, и ничего из них не вколочено в "автомат", ничего не делается на автопилоте, или хотя бы полуавтоматически.

Я ведь не просто кручусь: я стараюсь держать напряженным живот, держать на месте голову, не раскачиваться на ногах, следить за направлением. И все то же самое - с поворотом. Тут тоже живот, голова, руки не подключать, плечи не скручивать, посильнее раскрывать грудную клетку на раскрытии, посильнее скручиваться на закрытии, не выходить из берегов, когда скручиваю бока, не "ронять" поясницу и.т.д. Это я перечислила все свои "баги", с которыми я все это время боролась.

И вот когда два набора "за чем надо следать" сложились в одно, ресурс закончился. До такой степени, что я перестала понимать все про направления.

Эту проблему я решила за пару дней, приняв не очень красивое решение. Я решила просто крутиться и делать волны, забив на все. На живот, на раскачивания, на голову, на руки, на амплитуду и на правильный темп.

Я просто становилась к зеркалу и крутилась, и громко проговаривала: налево, вперед, направо, назад. И так все время. Громко и четко. Думая ТОЛЬКО об этом. Куда кручусь, куда меняюсь. Я начала это делать быстро. Когда крутишься быстрее - меньше времени, чтобы запутаться. Качество всех движений резко падает. Но я решила, что пусть. За два дня и какие-то суммарно полтора-два часа я не выучу что-то неправильно поставленное так, что из меня это не выколотишь прямо. Два дня можно так позаниматься. Я просто хотела, чтобы в голову вошло вот это одно. Куда я кручусь. И оно вбилось туда. Через день мы встретились на очередном уроке, и я не запуталась.

Потом, когда вот это легло в какой-то автомат, и само по себе перестало жрать столько ресурсов, я начала накладывать на это все остальное, что я ранее побросала: качество движений. (Которое я в отдельных жвижениях уже учила, теперь надо было просто учиться не забыть это делать, как я уже умела.)

Потом начался следующий раунд. Следующее задание включало все то же самое, только круг надо было делать не просто бедрами, а бедрами и грудью одновременно. И все рухнуло опять!

Потому что, когда крутится верх и низ одновременно, возникает иллюзия, что крутятся они в разные стороны (хотя это неправда). И это сбило меня с толку. Не буду здесь развернуто объяснять, что и почему меня сбило. Мозг - местами тупой и обидчивый. Просто напишу, что оно рухнуло, и я опять перестала понимать, куда я кручусь.

Я опять сделала шаг назад. Опять решила на день-другой забить на все тонкости и красоты, и просто делать эти двойные круги, и потом перенаправлять их в волны. Увидела, что и это не работает. Откатилась еще на шаг назад: вообще делать только двойные круги бедрами и грудью одновременно. И просто очень хорошо запоминать и понимать, куда я их делаю. Сначала тоже с командованием - налево, вперед и.т.д. Я обнаружила, что все неплохо работает, пока я фокусируюсь на груди (потому что с грудью я хорошо разобрала, куда она крутится). Но при этом почти отключаются бедра. Чем больше я подключаю бедра, тем больше разваливается понимание направления.

Крутила несколько раз в день это. Просто круги, со счетом и постоянным напоминанием, куда и в каком направлении я кручусь, плюс очень осторожные попытки прибавить немного бедер, не потеряв одновременно фокус на груди. Через два дня опять стало лучше, и я сделала шаг вперед - попробовала снова упражнение с перенавправлениями.

Повоевала еще какое-то время. Тоже считала, комментировала, проговаривала, в какую что сторону, и что за чем. Забывала, сколько кругов и волн я сделала.

В итоге опять встретилась с Настей. Мы опять подбили итоги, поняли, что слишком много ресурсов уходит на все. Еще раз откатились назад.

Во-первых - она упразднила условие, что надо считать круги. Мол, делай их сколько-то, когда почувствуешь, что готова перенаправиться - перенаправляйся. Потом она сказала мне, что достаточно хоть немного подключить бедра. Не будем пока бороться за то, чтобы это делалось с какой-то большой амплитудой. (Это не та вещь, которую вколотишь и не выбъешь - кручение с маленькой амплитудой не является страшной ошибкой. Можно пока покрутить так, а потом, когда будет ресурс, попробовать увеличить.)

В-третьих она заметила, что я не только замираю там, где пора перенаправляться. Все мои метания видно заранее, и я все время то тороплюсь, то торможу. Поэтому включили музыку. Иногда музыка очень помогает. Начали громко считать: раз, два, три, четыре, и я начала следить за тем, чтобы на каждый счет оказываться в нужной точке. Сначала получалось не очень гладко, но сразу стало сильно лучше. Потому что при таком раскладе меньше склонность зависнуть, музыка убегает вперед!

Потом мы распрощались на 4 дня, и я очень много раз пыталась все разобрать. Крутилась под музыку, считала, пробовала перенаправляться в оной точке, потом в другой, в разных направлениях. Между этим я еще долбала родных и близких жалобами на то, как у меня не получается. Более спортивные из сочувствующих пытались разобраться, задавали наводящие вопросы, и пытались помочь рассортировать все движения.

Через четыре дня мы встретились, и - ура. Я больше не путаю направления. И я понимаю, куда я кручусь. Я еще иногда сбиваюсь в перенаправлении, когда перестаю считать такты. Но это происходит так, что я делаю десяток правильных движений, потом сбиваюсь, начинаю сначала, снова делаю хороший десяток, потом опять сбиваюсь.

Я долго делала все это перед зеркалом, сбиваясь и пытаясь снова найти правильное направление, и Настя, глядя на все это, нашла ошибку: сбиваюсь я в одном и том же месте, потому что волну я делаю не совсем правильно. Я как бы примерно помню, что там. Но там были секреты и советы, как сделать ее совсем хорошо, которые я в ходе этой битвы просто забыла.

И вот мы сделали круг! Теперь, когда я не путаю больше направления, и помню, где должны начинаться и заканчиваться перенаправления, можно снова начать работать над тем, чтобы сделать саму эту волну качественно.

Я опять временно отложила все перенаправления, и просто поучила эти волны. С учетом забытых, и снова выкопанных советов. Чтобы сама волна уже вколотилась в автомат правильно, чисто и красиво. Стояла и делала ее чисто, аккуратно, медленно. С целью делать ее так, пока у меня не будет ни малейших сомнений, как и откуда начинать это движение. (Потому что на самом деле я до сих пор при первом заходе всегда немного терзалась, как же это надо начинать, и какое именно движение делать самым первым.)

Теперь намерена попилить это "еще суточку". Приведу в порядок обе эти волны. Потом опять вернусь к тому, чтобы их перенаправлять и чередовать с кругами. И это явно должно сработать еше лучше прежнего, потому что ранее я ведь уже успешно допилила направления и перенавправления.

Я тут не упомянула, что круги я уже делаю получше, и это - только потому, что вокруг них была ровно такая же эпопея, где-то два месяца назад.

И вот так я надеюсь, что вскоре я допилю волны, до похожей степени, о которой допилила круги, и потом сложу их друг с другом, и еще - с музыкой.

Собственно, к чему я все это? Если не получается делать много раз и хорошо что-то сложное, надо откатываться назад, и делать простое. Пока не вколотится хорошо простое.

Почему в академическом рисунке штриховали какие-то огромные серые поверхности часами? Потому что иногда надо просто долго класть ровные и одинаковые штрихи, пока они не станут ровными и одинаковыми. Почему сначала дают один шар или один куб? Всем хочется развлечений. А им дают одну большую белую хреновину на белом фоне, и рисуй ее на весь лист, и потом покрывай равномерными штрихами. Скука смертная. Ну просто нужно какое-то время ставить штрихи, думая только о штрихах. Не метаясь еще между тенями, формами и.т.д.

Потом непременно будет задолбательское задание с прямыми линиями, будь они неладны. Какая сволочь ставит бедным студентам постановку, где этих линий, параллельных, 20 штук. И они, сука, длинные, такие у кого угодно по дороге развалятся, пока попробуешь их провести.

Кстати, а кто помнит, какое у меня было первое задание, когда я пошла работать в швейное ателье? Я много раз про это писала. Там давали кусище атласа, большой, полтора метра на 50 см. И надо было строчить параллельные строчки, по длинной стороне. И потом их параллельность и ровность проверяли линейкой. И да, после атласа вам уже ничего не будет страшно. :-)

И, кстати, если где-то что-то начинало разъезжаться у кого-то, его могли радостно вернуть к этим строчкам. Вот прямо так и говорили: кажется параллельных строчек на атласе не хватило!

Главное - не воспринимать это как наказание.

Я вот сейчас безмерно радуюсь, что нашла такого педагога, у которого хватает терпения на все эти круги. Ей, конечно, хочется научить меня разным красивым штучкам - чтобы у меня была мотивация заниматься и чего-то в этой области хотеть. Но мы уже сто раз столкнулись, что мне не хватило какой-то просто-долбежки. И она всегда возвращается - не проблема. Давай еще неделю делать то более простое, потом вернемся к попытке интегрировать в более сложное.

Еще сейчас короткую историю расскажу вдогонку. У вас бывало такое, что в школе по какому-то предмету пропустишь что-то важное, какое-то базовое знания или правило. И потом месяцами и годами страдаешь, потому что все спокойно этим оперируют, а у меня там - слепое пятно, и я просто никогда не поняла, что именно с этим делать надо.

Потом кто-то вдруг замечает, что тут какая-то большая проблема. (Учитель, или родитель или родственник/друг, у которого с этим очень хорошо.) Садится и объясняет. Прямо вот хорошо объясняет за какой-нибудь час, так, чтобы стало раз и навсегда понятно. И так хорошо становится! И думаешь - блин, ну что же я раньше не! Надо было кому-нибудь сказать, что я вот это не понимаю. Или как-то попробовать самостоятельно разобраться, вот это одно понять, и кончились бы все эти проблемы. Уже давно!

У меня такое пару раз было в школе. С химией или с математикой. И страдаешь, не получаются элементарные вещи, которые у всех остальных работают. Из-за одного важного пробела.

Вот это - урок на всю жизнь. Такие пробелы надо находить и истреблять, как можно раньше. Пытаться понять, где недодолбили какое-то базовое. Иначе потом всю жизнь будешь страдать, потому что не делаешь его чисто и уверенно, а все время как-то огибаешь, обходишь и пытаешься выкрутиться, не сделав это нормально.

Это совершенно четко работает и в любом спорте, и в танцах и в рисовании, в игре на инструментах, в вязании, в шитье. Я думаю, что практически во всем. И если понять, какое это облегчение, когда такой пробел заполнен, можно полюбить вот эту долбежку простейших вещей. Потому что она приносит огромное освобождение. :-)

Так что не надо повторять сто раз что-то плохо сделанное. Если оно плохо выходит, надо откатываться назад, делать медленно, со счетом, с комментариями, с поддержкой, подсказкой и еще не знаю как, но чтобы стало чисто. И вот это чисто повторять сто раз. И если потом выяснилось, что оно еще не делается правильно на автопилоте - возвращаться. И иногда можно пробовать что-то не идеально сделанное куда-то приложить, чтобы поотрабатывать другое. Но с пониманием, что к базовым вещам все равно придется еще вернуться, и дальше их пилить, пока не допилишь.

На самом деле, если вдуматься, это ужасно все интересно. Как какое-то приключенческое путешествие. По собственному внутреннему миру, со всеми его ямами, преградам, болотами, из которых не выбраться, и.т.д.