January 29, 2022

Нелья больше писать "мальчик с еврейским носом"?

Наверное вы слышали про скандал с Кейт Кланчи - шотландской писательницей, учительницей и поэтессой? Она много десятков лет преподавала в школе, и считалась хорошей и любящей детей учительницей. Начала сначала писать и публиковать стихи, потом начала писать прозу. Получала литературные призы. А теперь образовался скандал вокруг ее последней книги.

В конце 19 года она издала книгу" Чему я научилась от детей, которых учила". В книге она описывает некоторых своих учеников. Среди прочих - детей самых разных рас и национальностей, а также детей аутистов.

Пытаясь нарисовать образ ребенка, она описывала в том числе внешность: "шоколадная кожа" у черной девочки, "типичный ашкеназийский нос" у еврейского мальчика. "Миндалевидные глаза" у азиатского ребенка. И описание: "Мальчик был таким маленьким и квадратным и афганским, с его большим носом прорезающимися усиками".

В другом месте в книге она называет двух детей-аутистов "неовознанно странными", и называет их "раздражающей компанией". И далее пишет, что, "возможно, больше часа в неделю в их компании меня бы тоже раздражало, но на этот час они мне очень нравятся".

Наверное те, кто не знают эту историю, уже догадались, что далее на нее обрушилась лавина претензий и критики.

Люди с аутизмом писали разъяренные рецензии на ее книгу: "Ах вот как вы нас оказывается воспринимаете, мы всех раздражаем!"

Плюс очень много претензий в связи с расизмом и фашизмом.

Допустим, детей-аутистов она действительно описала не самым лестным образом.

Но про детей разной национальности и расы она вообще ничего негативного не написала, ее ошибка состояла только в том, что она попыталась их красочно описать. И при этом она использовала, среди прочих, национальные и расовые признаки. Я специально пошла и почитала эту книгу - там нет никаких оценочных суждений. Более того, местами восхищается, ей нравятся их индивидуальные черты, которые делают их особенными. Но да, еврейский нос, узкие глаза, шоколадного цвета кожа - эти признаки есть у людей, у каждого свои, в зависимости от происхождения.

Теперь так нельзя писать? Может быть вообще уже нельзя упоминать, какого они происхождения? Ну так ведь книгу не напишешь, о детях из разных культур в одной школе?

Вспомнилась недавняя дискуссия о том, что вообще-то расизм - это не когда просто не любишь прелставителей какой-то расы или народа. Это когда считаешь свою расу лучше другой.

Очень, кстати, интересная мысль. Потому что можно не любить (или искренне бояться) представителей каких-то национальностей и рас на основании горького опыта. Например, многие европейские женщины побаиваются или сильно боятся мужчин из Средней Азии и Ближнего Востока. Особенно такие, кто жил в Азии. По простой причине - если вспомнить мое детвто в Таджикистане: очень часто к нам приходили женщины в слезах. Наши друзья и подруги, которые просто шл и к нам в гости, и по одроге их пощупали, толкнули, пытались обнимать, задирали им юбки или просто почти изнасиловали". Сколько было таких историй, они сидели у нас и рыдали. Опять не смогли дойти от работы до нас без приключений. Рассказывали. как они отбивались с криками, бежали, просили о помощи прохожих, еле ноги унесли. Лично я не знаю ни одной женщины из нашего тогдашнего окружения, у которой не было бы хоть раз такого опыта. Также было много историй, когда они какого-то восточного мужчину разозлили. Например, за ними шли долго и кричали в спину: "Девушка, пошли" и всякое другое, а когда они обернулись и сказали: "Отстань!" на них сильно разозлились. Как она посмела, наглая. в итоге побили, либо гнались, хватали, бросались камнями. Так вот - они боятся людей определенного типажа (опознавая их по виду, одежде, национальным признакам, повадкам), на основании своего горького опыта. И это не считается расизмом, это считается "селективным страхом на основании травматичного опыта". Они их не считают ниже какой-то расы или еще кем-то там, они простоя знают, что многие из них склонны очень агрессивно обращаться с женщинами, поэтому боятся любого контакта. И, кстати, это и в немецком и в американском законе так.

А тут никто даже вообще никакого недовольства не выражал, никакого опыта не приводил и негативных оценок не высказывал. Просто персонажей красочно описывали, используя все их заметные отличителньые чертыю

Я про это вспомнила сейчас, потому что у интересного и симпатичного Фредди Сайерса вышло интервью с ней. (А вы его знаете? У него бывает интересно.)

Кончилось тем, что она сначала пообещала переписать свою книгу, на этот раз описав всех как-то иначе. Но после этого издательство расторгло с ней контракт, и теперь вообще не понятно, кто ее будет издавать. В интервью она говорит, что этот скандал разрущил дело ее жизни.

Несколько коллег сначала заступались за нее, потом видимо поддались общему давлению, и тоже осудили.

Кстати, я увидела, что ее книга исчезла из немецкой библиотеки. Интересно, они это тоже сделали из-а скандала? Когда она появилась, было закуплено три экземпляра для берлинских библиотек.

А мне хочется вас спросить: а кто-нибудь из вас эту книгу читал? Я в ней не нашла ни расизма, ни антисемитизма. Может быть с моей картиной мира тоже что-то не так? Я уже 30 лет живу в очень мультикультурном городе. И знаю, что именно здесь все так перемешались, что все особенно свободно обращаются с этой тематикой. Практически всегда столкновение людей из разных культур сводится как "а ты откуда?" и "ой, как интересно". И чем экзотичнее и чем необычнее смесь и история, тем больше восторг и любопытство.

У меня, в итоге, один единственный чисто-немекций друг, все остальные - кто откуда, помеси из самых разных рас и национальностей, и, как выяснилось, в очень многих намешано более двух рас. (А национальностей - вообще не счесть.) И мне это кажется очень интересным. Эти люди мне интересны. Мне нравится их рассматривать, удивляться, как в одном человеке встречаются азиатские, африканские и европейские черты, разные акценты, телосложения и формы. Мы открыто об этом разговариваем с ними. Местами в полушутку вздыхаем о том, кто от какой половины что унаследовал, и какими частями своего "наследства" менее доволен. :-) И конечно так и описываем себя и друг друга, и их - когда говорим о них третьим лицам. Ну а как это еще описать: "Представляете, как интересно - девушка с совершенно азиатскими глазами на типично африканском лице". Или есть такая распространенная вариация, когда дети из смешанных европейско-африканских пар рождаются светлыми, с негроидными чертами, но они рыжие и покрыты яркими веснушками! И с афро-кудрями. У меня таких знакомых несколько, одна - дочь близкой подруги. И я не вижу ничего драматичного (или оскорбительного) в том, чтобы вот так описать человека. Почему нет? Наверное вы прочитали, и сразу представили ее. Что и требовалось. Они мне очень, кстати, нравятся на вид, они все дивно красивые и необычные. И они сами себя описывают так же. Помню вот, как подругина дочь шла заплетать брейды, и говорила: "Я туго заплету, мне можно. Слава богу у меня круглая черепушка, не как у вас с мамой - плоские затылки!" Но в Берлине - вообще особый случай. Конечно, расизм существует везде, где живет много разных людей, это нормально. Но здесь его меньше всего, и все же рекордное количество рас и культур очень основательно перемешались. Так, что очень часто почти невозможно разобраться, кто с кем как связан. Но связаны многие, и очень разные.

Даже если отъехать от нашего города на два часа езды, местами можно увидеть совсем иную картину, и там люди совсем не так расслаблены, и соответственно больше напрягаются по поводу любых шуток и вообще упоминаний национальных особенностей. Поэтому я знаю, что именно у берлинцев иногда бывает "заниженная бдительность" по этому вопросу.

Но все же. Мне кажется, что должен еще быть какой-то способ описывать в литературе разных людей, описывая их особенности, в том числе и расовые или национальные, без того, чтобы за это сразу "закопали"? Или все - это больше нельзя, и все?