Что не успею я - успеет сосед?
Пока тут спорили о деньгах за работу, заодно поспорили про сроки.
Все знают этих клиентов, которым говоришь некий срок, а они спрашивают, нельзя ли то же самое, но в 3 раза быстрее, или еще лучше - вчера?
Понятное дело, ситуации бывают разные. Но что делать, если кто-то спрашивает про работу, на которую объективно нужен месяц, нельзя ли ее сделать за неделю? (Или как-то так.)
Опять же - давайте пофантазируем?
Откуда берутся эти сроки? С одной стороны у каждого человека есть некий темп работы. По поводу этих темпов можно спорить, но все же некий средний темп есть. Я вот знаю, что я рисую быстро. А когда я выкладываю в интернет живые записи того, как я рисую, или кому-то из клиентов доводится понаблюдать за процессом, они говорят: "Ооой, слушайте, сколько оказывается там возни! Как оказывается много времени нужно, чтобы какую-тол мелочь нарисовать и раскрасить!"
Да, все думают, что, если оно маленькое, то на это наверное надо 5 минут. А когда смотрят - пока нарисуешь, пока отрисуешь, пока подправишь и раскрасишь - все 20 пройдут. С другой стороны коллеги, или люди, имеющие опыт, пишут: "Ой как много вы успели за 40 минут!"
Это потому, что они уже попробовали.
А еще - очень многие (и клиенты, и исполнители) все время удивляются, откуда берутся небольшие такие отличия между работами: часто у похожих авторов "почти то же самое", но у одного - как-то все вывереннее, чище, сильнее, увереннее, задорнее. Просто лучше смотрится. Когда начинают разбираться, приходят к простейшему ответу: просто между тем и этим - лишние 4 часа работы. Если взять вот это, и еще сколько-то часов повылизывать, появится вот это ощущение, что "все круто". Даже люди, ничего не понимающие в искусстве, часто каким-то образом чувствуют вложенный труд. Они отличают то, во что вложено больше работы. Иногда они не могут сформулировать, что им больше нравится - но всегда хотят то, что было более трудоемким.
Но я отвлеклась. Человек работает с той скоростью, с которой он работает. Но и все остальное происходит с такой же скоростью. Сделана часть работы - он показывает ее заказчику. Заказчик обсуждает с кем-то полученное, думает над результатом, пишет письмо с ответом, описывая поправки и недоработки. Либо, если там что-то более серьезное, нужно встречаться, разговаривать. Если какой-то этап работы включает в себя "отправить и дождаться ответа" - от этого тоже никуда не денешься, и на это тоже уйдут какие-то часы или полдня здесь и там, из-за которых потом все растянется на те самые дни.
А еще - у человека есть жизнь. Даже если он фрилансер. Он обычно работает столько, сколько может. И есть некий лимит. Например, он работает максимум 8 часов в день, в крайнем случае готов поработать некоторое время по 10, если какие-то срочные заказы совпадают. Но это должно быть временно, иначе он выйдет из строя. Равно как и от работы по 12 или 18 или сколько-то еще часов.
Соответственно, когда человека спрашивают, за сколько он может сделать заказ, он говорит реалистичный срок. Он прикидывает, когда какой-то из текущих заказов отвалится, и у него появится сколько-то часов в день, чтобы сделать новую работу. Если он прямо сейчас не занят на 100%, то заказчику повезло, и его заказ могут поставить в план сразу. Но и тут будет действовать то же правило - на это дело есть сколько-то времени, и им будут заниматься в разумных пределах.
Какие еще возможны варианты для улучшения сроков? Хорошо. если человек сейчас вообще-ничем-не занят! Но кто из фрилансеров вообще ничем не занят? Либо тот, кто совсем недавно на рынке (при этом он может быть отличным профессионалом, просто недавно перешел из одного состояния в другое, и еще не нагрузился работой). Либо он только что полностью закончил что-то другое, что занимало все его время. Может быть человек надолго уезжал, и только начал вписываться обратно в этот рынок. Если так, то заказчику повезло.
Но в таком случае есть поводы для недоверия. Например, может быть человек ничем не занят, потому что ему ничего не заказывают. Почему ничего не заказывают? Может быть работы слабые. Может быть он плохо обращался с клиентами, и они про это прознали? Может быть он только что тяжело болел. (Тогда надо спрашивать, уверен ли он, что уже готов снова работать).
А еще бывает, что он на самом деле чем-то занят, просто текущий заказ уже надоел, и может быть он попросил слишком мало денег (см предыдущий пост) и теперь мотивации нет работать, а за новую работу есть шанс получить больше денег. И поэтому он подумывает "задвинуть" ту работу, чтобы с новым вдохновением взяться за другое. Это тоже подозрительно - где гарантия, что он то же самое не сделает с новым заказчиком, при виде следующего?
И, конечно, бывает так, что он просто понятия не имеет, сколько объективно нужно времени на эту работу. Потому что неопытный.
Или он знает, что ему нужно меньше, потому что он собирается сделать то самое - которое проработано на 8 часов меньше. Просто он считает, что "разница - непринципиальная" и "так тоже сойдет".
А может быть у него как раз такая фаза в жизни, когда он работает по 18 часов в сутки, и готов еще и еще. Тогда это только вопрос времени. когда у него наступит полное выгорание, и ни один заказчик не знает, не придется ли этот момент как раз на тот момент, когда осталось совсем немного до сдачи его проекта (и он повиснет в воздухе на самом интересном месте).
Поэтому, если заказчик пойдет и опросит несколько специалистов примерно одинакового уровня, он получит примерно одинаковые сроки. Потому что такие специалисты обычно похожее время работают. И загруженность у них примерно одинаковая. И если им предлагают сроки в 2 раза меньше, то имеет смысл с пристрастием расспросить, откуда эти сроки взялись. А если предлагают сделать в 3 или больше раз быстрее - тогда есть повод для серьезных сомнений.
И еще - если заказчик вдруг начинает про отличные, совершенно реалистичные сроки говорить, что "Ой, мы все понимаем - но нам ооооочень нууужнооооо вот прямо сейчас!" имеет смысл поговорить по-человечески. Например, я - часто говорю людям совершенно открыто, мол, "Смотрите - я могу сделать за 3 дня то, что делают 5-6 дней - но я сразу вам могу расписать, чем мне придется пожертвовать. И если вы прямо сейчас обратитесь к специалисту такого же уровня, вы услышите примерно то же самое. И мы это, конечно, можем сделать. Но вообще речь идет о 2 днях - даже если это, например, книга, которая уже уходит в печать - я знаю, что 2 дня выкрутить почти всегда можно. И разве вам не страшно получить сколько-то тысяч экземпляров, которые будут год лежать на складе и плохо продаваться, потому что у них слабенькая обложка? Давайте лучше выкрутим лишних пару дней, и за это получим книгу, которую быстро раскупят, променяем 3 дня стресса на полгода или год разочарований?"
И то же самое про дизайн - зачем устраивать гонку из-за каких-то нескольких дней или недель, если мы делаем дизайн, которым заказчик собирается пользоваться годы? Чтобы через какое-то время понять, что исполнитель был прав, и надо было сразу делать по-человечески? В худшем случае придется все начинать сначала и переделывать (еще раз все реалистичные сроки, плюс вася стоимость проекта). Либо, вздохнув, найдем недостающие время и деньги, и сделаем со второго раза, как надо (и с первого раза было бы быстрее и дешевле все равно).
Почти всегда соглашаются. В 99% случаев.