Что писать, что делать?
Я очень переживаю из-за войны, но я также надеюсь, что это и так понятно и само собой разумеется. А то меня тут некоторые спрашивают: "А что вы думаете про войну?" А что я могу про нее думать? Я против войны. Любой. Бедные, бедные люди, которым доводится пережить войну, я никому такого не желаю. Тем более, что какая бы ни ьыла война, неважно кого и с кем, страдают всегда обычные люди, которые вообще не при чем, и ни с какой стороны не понятно, за что им такое.
Я пережила уже одну гражданскую войну. Причем мы тогда были расположены так, что именно у нас под окнами больше всего стреляли и убивали. И поэтому очень хорошо понимаю всех, кто это сейчас переживает. Мне жутко жаль украинцев. Но также жутко жаль россиян, которые вот этого всего не хотели, но должны расхлебывать последствия. И вообще, честно говоря, я до последнего дня думала, что в 21 веке этого не может быть, что все-таки кто-то вот это начнет. Что угодно, какие угодно переговоры, препирательства, может быть санкции - но не вот это!
Нам тут тоже страшно, хотя, конечно, не сравнить с боевыми действями за окном. Но - я вот не знаю, плакать или смеяться - но меня последние два дня немецкие друзья и знакомые закидывают инструкциями, что делать в случае ядерного взрыва. Спойлер: почитав одно такое, я вспомнила старый советский ответ: "Если вы увидели вспышку от ядерного взрыва, можно только пожелать себе, что вы этого не переживете".
Ну так вот - я помню по нашим военным временам, как оно было в первые несколько дней. И как становилось все более сюрреалистичным, когда прошли недели, месяцы, а нормальная жизнь не вернулась. Да, ввели войска, беспорядочное стреляние повсюду прекратилось. (Хоть и не до конца, потому что снова и снова откуда-то доносились слухи, что теперь уже небольшие группировки не понятно кого опять кого-то расстреляли.) Но все равно - мир не стал прежним и не становился таковым. Мы смогли уехать через 8 месяцев после начала войны. А странная жизнь, развал и ужас продолжались там еще несколько лет.
Так вот - по своему опыту помню, и по всему, что потом рассказывали те, кто остался там на дольше. Что надо пытаться продолжать функционировать. Это очень трудно, но нужно. Потому что еще долго будет трудно, и людям нужны здоровье и нервы. И надо пытаться как угодно, хоть на какие-то мгновения пытаться отвлекаться от ужасов. На что угодно нормальное, обычное. Что еще хоть как-то способно увлечь.
Но, очень трудно. В чате Патреона (где вообще была самая лирическая компания всех времен и народов), пришлось несколько раз прерывать дебаты, потому что начинались крики "делайте же что-нибудь", и претензии. Надо идти на баррикады, все должны, все обязаны, боротсья так и эдак. А вот того и этого - мало.
И не знаешь, что писать. Пишешь о чем-то нормальном - да как ты можешь. Пишешь о войне - да что вы про нее понимаете, вам хорошо, вы сидите в надежном месте, а мы. Не пишешь - чего молчишь. И так далее. И вот я как раз этими мыслями мучилась днем. А тут вот такой декст прилетел:
Что ты сейчас не делай — будешь плохим.
Говоришь — не достаточно громко.
Молчишь — трус.
Помогаешь — не тем и не так!
Не помогаешь — бездушный.
Пытаешься сохранить кусочки обычной жизни — как не стыдно!
Отказываешься от обычной жизни — сколько можно нагнетать негатив!
Делишься переживаниями — да какое право ты имеешь, когда мы тут…!
Закрываешься — почему молчишь, где позиция?
Продолжаешь делать свою работу — хапуга, где твоя совесть, в такой-то момент!
Не делаешь ничего — что за капризы, пока люди там…!
Высказываешься резко — фу, от тебя не ожидала, разочарование!
Высказываешься мягко — да кому сейчас нужна твоя бережность!
Пытаясь угодить всем, ты в итоге не угодишь никому. И окажешься на дне.
Поэтому. Делай, пожалуйста, не ради кого-то. Делай ради себя. Это самый верный путь.
В общем - не знаю, что еще тут написать. Люди, держитесь. Я очень вам всем сочувствую. И понимаю, как всем страшно. Везде. От этой войны в итоге будет плохо абсолютно всем. И все это прекрасно понимают. У меня на самом деле только одна мысль, которая возвращается постоянно. И думаю, что у вас так же.
Скорее бы это все закончилось. Господи, скорее бы это все уже закончилось.