August 23, 2002

Из чего делается шарм Haute Couture

Когда-то давно мне посчастливилось поработать возле (тогда еще начинающего) модельера Койи Татсуно.
Он очень своеобразно кроил, шил и рассчитывал ткани по каким-то самодельным таблицам и по сложной, почти марсианской системе, которую сам себе придумал. Иногда он рассказывал, что он думает про свое искусство. Сегодня вспомнился один из его рассказов:

Любой мастер, который хорошо шьет, может "собрать" вещь за 2 часа. Но когда надо сшить серьезную вещь, настоящее произведение искусства, самое главное - постоянно замедлять ход работы, насколько это возможно.К каждому новому этапу работы стоит переходить только, когда в предыдущем "совсем уже нечего делать". Прежде, чем ножницы коснутся материала, полоса ткани должна быть сложена пополам идеально ровно, все детали (даже самые мелкие полосочки) нарисованы на ней белым мелом, метки, все до одной, прошиты хлопчатой ниткой.Перед сшиванием на детали медленно наглаживают флизелин, прежде чем сколоть кусочки ткани иголками, слои материала долго задвигаются друг на друга, пока они не сложатся идеально, будто нет у них разных изгибов и "лишней ширины", которую нужно незаметно распределить по швам.Шьют прямо по булавкам, медленно перешагивая через них машинной иглой, а каждый новый шов разглаживают, пока он не станет почти невидимым. После появления каждого нового шва сшитые детали поднимают на вытянутой руке, и смотрят, как "стекает" вниз материал. Если на шве имеются волны или "ямки", это означает, что шов где-то не идеально ровный, и его медленно разглаживают "обратно", распарывают, скалывают заново и перешивают. Сшитая таким "медленным шагом" вещь в процессе сшивания сама приобретает неповторимый шарм, который есть у старинных нарядов в музее.