April 19, 2021

Профессия оператора

Благодаря тому, что мне много раз (в разные годы) доводилось сопровождать Герца Франка во время работы, я познакомилась со многими операторами. Их работа, с одной стороны, всегда завораживала меня. И одновременно вызывала сочувствие. Почему-то всегда вспоминается фраза, что "солдат в полном снаряжении несет на себе 30 кг". Для оператора 30 кг - это норма жизни, с таким грузом они непосредственно работают. А когда они выезжают на задания, они несут на себе гораздо больше. Почти всегда.

Вот это мне казалось самым страшным в этой профессии. С одной стороны - такая интересная техника. Так ужасно интересно уметь это все настраивать. С помощью всех приспособлений снять такие кадры, чтобы там была глубина, атмосфера, жизнь, свет. А с другом стороны - абсолютно любой из этих чудо-инструментов всегда поражал меня своей увесистостью. Ну хорошо, профессиональная камера и выглядит немаленькой. Можно было бы так не удивляться ее весу. А небольшой просто-профессиональный фотоаппарат (ну, с хорошим объективом, да). Когда я в первые очень много раз брала их в руки, аж присаживалась - сколько это весит-то? А приличный штатив.
То что у моих подружек дома - это не штатив. Штатив должен быть стабильным. Как возьмешься - уххх. А свеееет, про свет я вообще молчу!

И вообще, все разговоры всегда о том, что у оператора должна быть спокойная рука. И одновременно у него в этой руке всегда 100 кг. Помню оператора Торо было что-то вроде одноногого штатива, такая телескопная палка с креплением для камеры на одном конце. И я каждый раз удивлялась, почему же она столько весит. Потом выяснилось, что это - телескопная палка, которая растягивалась чуть ли не на высоту двух этажей. Такой невероятно длинный селфи-стик (но не для селфи, а для съемок с каких-то высоких точек). И когда эта штука была расправлена на всю длину, и к ней была привинчена камера - это было настолько тяжело. Я вообще не понимаю, как он этим управлял. Он как-то в шутку предложил мне это подержать. (Но к счастью сам отпускать не стал.) Мне это показалось невозможным. Эх, не дожил он совсем немного до съемок с дронов.

И вроде в последние годы это все мельчало. Слава богу. Появились прекрасные камеры, которые не размером с лазерную пушку из фильма ужасов. И они тоже прекрасно снимают. И свет сталь меньше, появились всякие светодиодные панельки. Но как-то не скажешь, что оператор стал менее загруженным. Теперь эти неплохие маленькие камеры, зеркалки и смартфоны висят в вооооот таких рамах-стабилизаторах. И я подписана на каналы некоторых классных операторов, и вижу, как они загружают полный автомобиль техники, когда едут снимать видео. Полный багажник обрища. И еще некоторое в багажник не влезает!
И один из них описывал, как они, будто хирурги, полностью перечисляют перед вылетом, что взяли. Каждую лампу, каждый переходник, каждый штатив. И на обратном пути - опять ревизия. Чтобы убедиться, что каждую хрень снова взяли. А то вначале, когда они этого не делали так старательно, они вечно забывали на местах съемки - то лампу, то переходник, то еще что-то. А такая вещь может 50-100 долларов стоит, а иногда и полтыщи. Представляете, перед каждой съемкой, перед выездом - такая вот ревизия. И на обратном пути, когда за весь день напрыгались, натаскались, наработались - еще раз.

А еще помню у Торо "сумки с мелочами". Была сумка для камеры, в которую он запихивал большую и маленькую камеру, и еще пара сумок "со всем остальным".Так вот одна из них как раз 30 кг весила, а вторая - 40. Они были такие обшарпанные по краям, было видно, что в эти карманы миллион раз что-то засовывали и вытаскивали. И он говорил, ч то в худшем случае на работу надо было все три. С камерами - через плечо, а другие две - в руках. Либо он долго (очень долго) что-то куда-то перекладывал, чтобы из двух этих сумок сделать одну. Но всегда приговаривал, что при таком раскладе наверняка какой-то мелочи не хватит. Вот отложишь что-то одно, и не хватит этого, вот всегда так.

Ну и дома - шкаф техники. Вы когда-нибдуь видели шкаф фототезники? Тут некоторые говорят, что трудно аккуратно сложить краски и фломастеры. Ха.
Вы попробуйте аккуратно сложить миллион объективов, штативов, стабилизаторов, каких-то линз, объективов, переходников, проводов и всего вот этого. Где половина объектов - очень причудливой формы. И все такое нежное - ничего нельзя придавить, некоторое можно хранить только в определенном положении и.т.д.

В общем - вот такой ужас. Но при этом часто бывает тааак интересно - ну чем же это сделали, ну как. Когда смотришь на хорошую операторскую работу.

А к чему я это все вспомнила? Увидела в блоге оператора вот это фото. Это он для одного проекта выложил "нужное барахлишко". А я каждый раз смотрю и вздяхаю - да, вот такая профессия.

Посмотрите, кстати, его инстаграм. местами ужасно интересно смотреть. как что делали, и как оно вышло.
https://www.instagram.com/geraldnonadoez/?hl=de