Мой муж - АнтиМуза?
Здравствуйте, Яна,
я некоторое время читаю ваш блог и сейчас нахожусь в процессе чтения "Музы,...". Не нашла, на какую почту отправляются обычно подобные письма, поэтому пишу сюда, если что извиняйте.
Моя ситуация: Некоторое время назад я решила координально сменить род деятельности, я отучилась в Питере на бакалавра физики, и даже начала делать магистратуру в Мюнхене, но потом бросила и стала рисовать картинки для стоков, получается пока не очень, но у меня есть мечта, я хочу проиллюстрировать книгу. С учетом того, что рисую я лишь год из всей своей жизни - эта цель мечта выглядит грандиозно для меня.
Но проблема моя в другом, читая главу про Антимузу я поняла, что недавно обретенный мой муж как раз и является моей Антимузой, причем что странно, мне часто хочется его рисовать или фотографировать, он красив, но ни сколько не расположен к этому. И начала разворачивать историю наших с ним отношений в этом ключе и мои опасения подтвердились.
Когда мы начали встречаться еще когда учились в России, я занималась фотографией и бесконечно что-то себе мастерила и для съемок и просто так для души, рисовала открытки друзьям и просто мастерила в разные стороны для дома (общаги), но уже через некоторое время после начала отношений я заметила, что оно куда-то делось из меня, что больше не хочется ничего придумывать и апогеем всего этого стала продолжительная депрессия ( я рыдала без перерыва, хотела свести с собой счёты, погрязла в болячках и ничего не могла нормально делать, все осложнялось тем, что я постоянно думала, что он меня такую непутевую бросит) и то, что выпускной проект в своей фотошколе притом почти отснятый с участием моего "Антимуза" я бросила и никак не аргументируя ни для себя, ни для других больше не возвращалась к нему. Потом был переезд в Германию и моё растянувшееся почти на год поступление в магистратуру по тому же направлению что и предыдущий диплом. И вот я уже учусь и буквально через семестр понимаю, что не хочу дальше, не моё, не буду дальше. И моей студенческой визе тоже получается конец, но мне очень не хотелось ни уезжать из Мюнхена, ни расставаться с будущим мужем, и мы не без сложностей приняли решение пожениться, чтобы подать на воссоединение семьи. И вот сейчас я уже некоторое время живу отдельно от него в ожидании визы в России и если честно расцвела и в отношении сил для творчества и в отношении просто идей, снова появляются мысли в голове красивые, которые хочется записывать, появляются идеи про то, как двигать дальше дело, которое я затеяла, как научиться рисовать и так далее. Но между тем я скучаю, очень привязана к нему морально и с точки зрения практических взглядов на жизнь у нас много где совпадают мнения, на том отношения и держутся. Но я уже представляю, что через месяц вернусь обратно и мне станет скучно смотреть с ним боевики, вместо дикого будоражащего артхауса, мне будет скучно ходить с ним в музеи и даже по рождественским ярмаркам, потому что ему не интересно долго разглядывать всякие штуки и уж тем более покупать их. Фотографии будут исключительно на фоне достопримечательностей, ничего такого эдакого. Мой мир с его идеями рухнет и будет рутина. Картинки будут лучше технически, но постные, а писать я буду только если расстроюсь из-за чего-то, а не по вдохновению.
Но я не хочу расставаться с ним из-за этого, потому что есть много вещей не связанных с творчеством, которые у нас прекрасно получаются, есть любовь и есть уже построенные общие планы на жизнь. Можно ли как-нибудь попытаться и сделать из красивого и очень хорошего Антимуза, из человека который сделал многое что мне не под силу вовсе, из любимого мужа, из человека, которым я часто восхищаюсь сделать Муза или как минимум чтобы он перестал быть Антимузом?
Получится ли настроить человека далекого от творчества на свой лад, заинтересовать его этим, чтобы было меньше скепсиса по отношению к моим картинкам, чтобы было больше внимания моим записям, мыслям касающимся творчества?
Надо сказать, что его отношение к моей затеи с творчеством очень неоднозначное: он поддерживает меня в том, что решила менять сферу - молодец, что работай над стоками, штампуй картинки и всё хорошо, станешь потом дизайнером или чем-то вроде, но если я говорю, что хочу рисовать, придумывать образы, персонажей, ему это кажется сомнительным и он не особо воспринимает эти идеи, для меня же стоки просто более простой способ выхода в профессиональное комьюнити с минимальными затратами, я уже говорила, что мне еще учиться и учиться рисовать, а стоки проглатывают и продают много неочень уж художественного.
Надеюсь мне здесь что-нибудь подскажут,
С уважением, Н.
***
Здравствуйте!
Я в вашем письме углядела три разных пункта, из которых каждый может быть таким "убивателем вдохновения". И я предлагаю рассматривать их отдельно.
Начну с самого безобидного6 муж вашего интереса ко всякому созидательному творческому труду не разделяет. Он любит смотреть боевики, не любит копаться в штучках на художественных ранках и.т.д. На самом деле это часто - гораздо лучше, чем если бы муж делал то же самое, что и вы, и интересовался бы тем же самым. Очень трудно жить в паре, в которой оба работают в одной и той же области. Тут куча почвы для конфликтов, от конкуренции и зависти, если один успешнее (бывает и такое), до постоянных вмешательств. Он же профессионал, может посчитать себя компетентным в ваших делах, и везде лезть с советами, где его не срашивали). Так же у творческих людей бывает еще отдельная музо-трагедия, это когда оба творят, творчество каждого другому нравится, но совсем не вдохновляет на то, чтобы именно что-то делать вместе. Это тоже может стать причиной для семейных драм.
В общем - иногда даже лучше, если у супруга другая профессия. Просто надо аккуратно разделить виды деятельности, которые другому не нравятся. Хорошо бы все ваши творческие дела заявить как работу, и делать их, как в рабочее время. В том смысле, что когда вы работаете - это важно, вам в это время нельзя мешать, и это - ваше личное время. Конечно, хорошо бы еще иметь и общее время, когда вы не работаете, а общаетесь с мужем. Вот там и поделаете то, что нравится обоим. Если он не любит ходить по выставкам со штучками - ходите по ним сами. Посмотреть с кем-то боевик проще, если при этом вязать шарфик. :-) Или приклеивать к 100 открыткам цветочки. (Это очень легко совмещать, и вроде вы и фильм смотрели, и присутствовали, и свое дело делали.) Я часто рядом со своими родными и близкими что-то шью, вяжу, рисую, клею. Иногда и с гостями могу общаться, продолжая что-нибудь приклеивать или упаковывать. Это даже забавно.
В общем - не обижайтесь за то, что он не интересуется вашими творческими идеями в такой же степени, как и вы. Лучше порадуйтесь. что он зато не вмешивается. И попробуйте организовать свой труд так, чтобы на него времени хватало, и чтобы он уважал эти ваши занятия, и тот факт, что вам на это нужно свое время и пространство.
***
Второе - беда, когда некий человек как бы не против того, чтобы его спутница жизни занималась "искусством", но считает "достойным занятием" не совсем то, что ей хочется делать. У меня был такой конфликт, и я о нем писала в этой же книге. У меня был спутник жизни, у которого сестра была очень крутой художницей. Лично для него она была не просто старшей сестрой, но и кумиром, образцом для подражания, и эталоном. Я очень уважала ее труд и талант. Но ее стиль, и техника, в которой она работала, были "вот совсем не мое". То, что нагоняло на меня тоску, и совсем не хотелось делать. Однако мое творчество радикально отличалось от ее творений. И стилем, и характером и техникой. И соотвественно все типично мое казалось моему спутнику жизни "неправильным", а когда я вдруг делала что-то немного склоненное в ту самую сторону, он вскрикивал (радостно): "О! Ну вот! Проблеск!" И я очень тосковала. Получается, чем больше я наступала на горло собственной песне, чем больше отдалялсяь от того, что лично мне доставляло удовольствие, тем больше я получала комплиментов от любимого человека. И наоборот. Кончилось тем, что я вдруг обнаружила, что у сеня все мое творчество катится с горки, потому что превратилось "в сплошные слезы". У меня было ощущение, что я постоянно вынуждена "предавать себя" ради мира в семье. К счастью во мне это давно воспитано, что на самом деле творчество это очень и очень важно. Поэтому я, заметив все это, резко вдарила по тормозам, и поставила мужчину перед фактом. Что ругай меня как хочешь - а я так больше не могу! Буду делать, как считаю нужным, хоть ты меня говном залей с ног до головы. К сожалению примерно это и случилось: я бросилась делать то, что мне нравится, и схлопотала кучу очень нелестных комментариев. Но т.к. я уже внутренне полностью это забила, т.к. приняла решение, что мой творческий драйв мне важнее, меня это совсем не тронуло. Наш союз вскоре распался. И я не могу точно сказать, насколько большую роль в этом сыграл конфликт на почве творчества. В любом случае это не было главной причиной - там много другого не подходило. Факт, что я еще в отношениях смогла спрыгнуть с этого поезда: поддаваться на эти уничижения, и менять свои творческие решения из-за каких-то личных заморочек партнера. Поэтому я знаю, что это возможно. Надо просто решительным внутренним голосом напомнить себе, что ваше творчество, это ваше творчество. И только вы решаете, что вам там надо или важно делать. А другие, если считают иначе, пусть смотрят на другие образцы, ил сами делают то, что считают более правильным. Все!
***
Вторая сторона того же самого: когда партнер по какой-то внутренне причине считает какой-то жанр, технику или рынок "более надежным". А то, что делаете вы - ненадежным, неполезным, неприбыльным и.т.д. Это тоже - полная фигня. И тут человек просто понятия не имеет, о чем он говорит.
Каждому, кто скажет вам, что "очень простые необъемные картиночки - это плохой товар, неприбыльный, плохо продаваемый" и.т.д. - сразу суйте под нос Симпсонов. Или если хотите еще более "простодушный" образец - вот Pip & Posy.
Автор этих милых зверушек одними только книжками из этой серии, про Пипа И Пози заработал шесть миллионов евро. И еще три он заработал своей серией из целых двух книжек (т.е. это одна книжка с продолжением) про "Груффало". Так что пусть вам после этого никто не рассказывает, что простенькими картинками нельзя заработать деньги.
так же я тут недавно показывала женщину, заработавшую миллион на сервере Creative Market. Это не совсем сток, но нечто похожее. На самом деле стоки, книжные иллюстрации, глянец, всякие "зазлы", векторная и лаконичная инфографика - любой жанр может быть чьей-то страстью и стихией. Знаете, чем отличаются все, у кого был большой успех на стоках? Они делали свои картинки в портфолио с большой любовью и вдохновением. Их от этого жанра не тошнило. Им было интересно. Они нашли там для себя "творческий вызов", нашли "челендж", им было интересно, у них там были амбиции. И от успеха было чувство счастья, а от работы - радость и вдохновение.
Они там были успешны, потому что им именно этот жанр понравился, они там для себя нашли, куда развиваться.
Точнто так же у художника гиперреалиста хорошо продаются картины, потому что он их делает с вдохновением и фантазией. И у инфографика его "просто кружочки" получаются крутыми по той де причине. А реалиста, может быть, от кружочков тошнит. А на инфографика эти "вылизанные почтивотки" нагоняют смертную тоску.
Нету плохого жанра. Нету скучного. Нету неррибыльного, не популярного, и так же нету "беспроигрышного". Есть только ваш или не ваш.
Вот делайте ваше.
***
Остался один только вопрос. Как заставить человека поверить в вас, и в осмысленность вашей работы?
Трудно каждый день рисовать что-то, сидя рядом с любимым и важным для вас человеком, который считает, что вы дурью маетесь. Хочется признания и поддержки. А не сомнений ("сколько ты еще времени будешь копать в этом безнадежном направлении").
Тут я знаю только один рецепт: надо уважать свой труд на 100%. Тогда его будут уважать и другие. И ходить к своему делу "как на работу". Тогда оно и будет производить впечатление работы.
Я тут часто писала про оболтуса Эйдена Дэйвида. Он считает себя музыкантом, но на самом деле - инфантильный бездельник. и в профессиональном плане - лузер. У него большой конфликт с родителями, которые тоже "не принимают всерьез его творчества". А как им принимать его всерьез, если никаких результатов никогда не видно?
Главная драма в этой семье заключается в том, что те же родители считают его старшую сестру успешной певицей. Несправедливость! Он - рэппер, и родители в него не верят. а в его сестру - вдруг верят? А почему? По очень простой причине. Эта сестра каждый день вставала, и шла заниматься своим делом, весь рабочий день. Успех пришел к ней не сразу, но он пришел. Он всегда приходит, когда так работаешь. И у нее были свои взлеты и падения. Но со временем она научилась так жить и работать, чтобы денег от взлетов хватало на времена, когда дела не очень. Нашла способы и в плохие времена как-то держаться на воде. В общем - стала нормальным таким профессионалом, который на это живет. Кормит себя и сына. У нее несколько вещей, которые хорошо получаются - раз в год по новому альбому обязательно, концерты, выступления, озвучка фильмов. И всего понемногу хватает. Все расписано, каждый день она часов 6-8 чем-то из этого занята. Конечно, глядя на нее, никто не сомневается, что это - серьезно. Но первой начала она. Когда никто еще не верил, что она выгребет, и что это может стать серьезной работой, она это делала со всей серьезностью, и отстаивала.
Вот это - единственное, что вы можете делать. Если вы больше всего хотите иллюстрировать книги, значит надо бросать все, и учиться иллюстрировать книги. Причем выбрать стиль, который вам нравится, и быстрее собирать все про него, учиться, набираться опыта, искать возможности где-то влезть в проект, или что-то сделать и издать. В таком случае вкладываться в стоки, или во что-то другое - пустая трата времени. Главное понять. что вы не получите благодаря этим стараниям признания мужа. Потмоу что вы ненавидите стоки, у вам не будет там успеха, поэтому и восхищения от мужа не поступит. Получится только неудача. А потом вы еще поймете, что вся эта неудача была предначертана, и не надо было просто туда лезть по такой несостоятельной причине - потому что муж думал, что это перспективнее.
В общем, делайте свое дело. И перестаньте пытаться кому-то угодить, занимаясь своим творчеством. Секрет успеха в творческих профессиях заключается в том, что вы можете сделать лучше всего только то, к чему у вас сердце горит. А остальное заставлять себя - бесполезно.
И это очень важно и очень ценно, иметь что-то вот такое, что лечит вашу душу, и дарит вам вдохновение и смысл жизни. Это нельзя бросать ни за что. Даже ради любимых мужчин.