November 1, 2016

Про психосоматику

Я уже обнаружила для себя такую закономерность (в процессе самокопания, и попытках улучшить свой характер :-) ), что если я на какую-то фразу (которая этого не подразумевает) реагирую очень большой обидой, то значит в ней есть какая-то доля правды. Или неспроста она что-то такое во мне задела.

В том числе я всегда смертельно обижалась, когда я чем-то болела, а мне говорили, что "вот точно, это - психосоматика!" Я это воспринимала так, будто меня прямо упрекнули во всех смертных грехах. Хотя человек, который это высказывает (обычно врач, у которого спросили мнения), не собирался как-то оценивать ситуацию, он просто предположил. Что очевидные физические причины отпали, а такая психосоматика вполне себе бывает. Поэтому - почему бы не предположить это? Обычно те, кто это говорил, даже и не думали меня обижать, осуждать, и так же не утверждали, что я что-то выдумала. Они понимали, что у меня есть симптомы, верили. Но предлагали принять в расчет и этот вариант. Раз другие (более очевидные) для начала не подтвердились.

Как уже сказано: это потом я поняла, что раз я так страшно обижаюсь, то наверное это она и есть. И от того, что я "нутром чую", что это она - я так и обижаюсь. :-) Как будто меня уличили в чем-то, что я вообще-то надеялась срыть. А почему это такая трагедия для меня?

from Miu's inspiration board

Уже вроде живем в современном мире. Уже врачи признали, что "психосоматика" - это так же серьезно, как и вся остальная соматика. И все поверили давно, что вызванную душевными причинами боль люди чувствуют не меньше, чем ту, которая от физического повреждения. И тошнота у них настоящая, и параличи, и сердечные приступы. Все это - настоящее, и такое же серьезное, страшное и неприятное. Просто вызвано проблемой психической.

Но меня всю жизнь преследует чувство, что "психосоматика" - это такая претензия. Это значит, что человек себе что-то придумал. Наверное пытается от чего-то отмазаться, или привлечь внимание. А "настоящей" причины у него нет - так он создал искусственную. Вот! Это слово всегда содержало для меня такой подтекст, что мол человек болеет "специально". Может быть он отказывается это осознавать. Но в глубине души о хочет болеть, поэтому сам себе внушил и болеет. А это, сами понимаете - не очень хорошо, и не очень адекватно со стороны взрослого человека. Когда вокруг жизнь бурлит, и так проблем хватает, и все вертятся, как могут - у него вдруг какой-то каприз, и от того, что он не получил достаточно внимания, он придумал: "О! Заболею!"

И вот это слово - каприз. Ведь именно от такого возникают такие болезни. Когда у человека (с его точки зрения) серьезная проблема. Такая, что он готов больным лежать - токо бы сбежать от нее! А для окружающих это - мелочь. Не стоящая внимания, и тем более каких-то серьезных действий или выводов. А тут человек так хочет, так хочет, чтобы на его фигню обратили внимание. Уже и так подпрыгнул, и так поныл. И покричать попробовал, и поплакать. И тут он офигительно придумал! Вот как загремлю в больницу - тут уж меня никто проигнорировать не посмеет (или заставить то, от чего он уклонялся). Но по сути - детский сад же. Какой нормальный взрослый человек себя так ведет?

Может быть оно точно так и работает? Только пациентам это, естественно, не так очевидно. Но может быть это наша психика нас так защищает от нас самих? Мы за себя постоять не можем - так она придумывает такой ход. А чтобы нам за этот "обман" не было стыдно, оно от нас самих тоже укрывает тот факт, что это все "придумано"?

***

На самом деле это до сих пор осталось для меня непростой темой.
С одной стороны я признала, что психосоматические расстройства здоровья у меня появлялись, и возможно появятся еще. И если такое случится, то нужно начинать с того, что признаться в этом себе. Хотя неприятно и страшно. (Потому что все еще не хочется быть капризным ребенком, или неадекватным психом.) И если такое предположение кто-то высказал, я пытаюсь спокойно и без истерик, рассмотреть его, как вариант.

С другой стороны я так же поняла, что иногда внешние наблюдатели правы, а иногда - нет. Бывало и такое, что никакой психосоматики не было, причина была физическая. Просто первые очевидные индикаторы не сработали, это оказалось что-то посложнее. Поэтому, если я очень старательно посмотрела вглубь себя, не нашла никаких поводов сейчас "специально болеть", и более того - нашла какие-то закономерности вне себя, с которыми совпадают мои симптомы, я иногда берусь бороться. Искать физическую причину, а не "сваливать все на нервы". И иногда я оказывалась права.

***

Если же таки выясняется, что это - оно, то это ведь тоже повод задуматься. От чего я уклоняюсь? Мы ведь все - взрослые люди. Сто раз обсудили, что никто ничего не должен. Не лезет тебе что-то? Не можешь? Не хочешь? Так пошли людей, скажи: "Я не хочу это делать!" Но не все так просто. У каждого иногда находятся такие вещи, которые делать просто очень надо. Ну надо. Ну очень. Это правда важно. А "не хотеть" их делать - каприз. И многим они кажутся совсем не страшными, поэтому они не могут понять, из-за чего тут разводят такую драму. Это как если один человек сидит, и прямо до трясучки боится прямой линии на ковре. И перешагнуть через нее каждый раз - трагедия. И в магазин он идти не хочет, потому что по дороге к этому магазину надо через такую линию перейти. А другие вертят пальцем у виска: "Вот тоже мне, проблема! Если мы все теперь из-за полосочек будем никуда не ходить - что это у нас получится?" Боязнь линий - это психическое расстройство, достаточно серьезное. И если такое у кого-то есть (что он прямо правда боится. и не может), его признают душевно больным. Но есть и другие вещи, которые для кого-то могут быть настолько неприятными, что "хоть в гроб ложись", хотя для других это - что-то обычное. Иногда простая вещь может стать трагедией из-за какого-то личного страшного переживания, о котором никто не знает. а иногда вообще не понятно, почему конкретному человеку от конкретной вещи так плохо. Но плохо ведь.

Но он понимает, что просто взять и озвучить: "Мне от этого так плохо, что я это делать отказываюсь" - нельзя. Потому что "очень сильно не поймут". Примут, конечно, куда деваться. Но пальцем у виска повертят точно. Или спишут на очень странный и дурной характер. Ну или иногда можно, отказавшись от чего-то такого, целые отношения с каким-то человеком потерять. А этого, может быть, очень не хочется. Да и насмешки и непонимание со стороны родных и близких переживать не хочется. И психом кому-то казаться. И капризулей. И врединой, и принцессой на горошине. Поэтому человек молчит и делает. А в какой-то момент заболевает. И может быть сам понятия не имеет, что заболел специально. И даже искренне расстраивается, что заболел - когда как раз надо было делать то неприятное. И он уже даже морально приготовился. Уже стал на все готов! Уже собрался, уже закрыл глаза и приготовился терпеть до конца, ради дела, которое так надо! А тут хлоп - и сильно заболел. Так, что все отменяется без вариантов.
И при этом человеку еще так хреново, по-настоящему хреново, что разум отказывается принимать концепцию, что вот это он мог сам себе пожелать "специально". Ради чего угодно.

***

Что с этим делать? Если человек покопался в себе, и пришлось действительно признаться себе, что это кажется оно, тут, получается, три выхода.
1 - Жить с проблемой, быть не в состоянии по-человечески отказаться и отвертеться от того, что тебе "не лезет", жрать себя и болеть. Пока здоровье не развалится, или вся жизнь станет не мила. Или просто... годами болеть, болеть, страдать, и слушать от врачей, что таблеткой это не лечится. И обижаться, когда говорят, что это - к психиатру.

2 - Отказаться от того, что гложет. Очень часто тут речь о по-настоящему драматичном решении. (Не зря же все нутро ему противится!) Это может означать, например, прекратить общение с родителями, или быть отвергнутым ими. Или потерять отношения с кем-то другим близким. Или потерять хорошую работу, какую-то важную ситуацию, из-за того, что одну какую-то вещь не можешь, не хочешь, или с каким-то человеком не можешь мирно взаимодействовать. Но когда наступило осознание, получается, что надо принимать решение. Дальше терпеть и болеть? Или (пусть большой ценой) избавиться от триггера, и выздороветь. Пережив большую потерю. С которой тоде потом разбираться. Но зато то психомосатическое расстройство отпустит. (Если провокатор из жизни исчезнет.)

3 - Чудесный вариант под названием "изменить к чему-то отношение". Это для меня одно из самых трудных упражнений вообще. Несколько раз в жизни оно мне удалось. Я действительно пересмотрела всю свою проблему, выяснила, обо что я спотыкаюсь, чем "давлюсь", и почему меня это так гложет. Потом пыталась разбираться с проблемой "как взрослая", пока негативные стороны не потеряли свою остроту. Параллельно пытаясь находить в этом неприятном чем-то положительные черты. Ведь находя другие люди что-то в этом? Кому-то нравится. Красоту какую-то в этом замечают, приключение, вызов, азарт. Пыталась присматриваться к "врагу" так и эдак, пока не находила в нем больше хорошего, чем плохого. Иногда у меня такое получалось, но каждый раз уходило на это некоторое время (в которое я осознанно пыталась работать над вопросом). А бывало, что не выходило. Проще было действительно разойтись с людьми, или целое дело для себя вычеркнуть из жизни, чем "мириться".

Я думаю, что это можно попробовать. Но верю так же, что не со всеми проблемами это возможно.

***

Я часто вижу по комментариям моих читателей, что у них похожие проблемы. Они боятся этого диагноза, боятся осуждения, насмешек, претензий и обвинений. В том, что они ведут себя как дети, или как истерички. Привлекают к себе внимание и тянут одеяло на себя, вместо того, чтобы делить со всеми по-честному все заботы и дела, и "не отмазываться".

Мне хочется призвать к милосердию обе стороны. И самого болеющего: вы только вдумайтесь, это как же вам тяжело с этой проблемой примириться, что какая-то часть вашей психики "предпочитает вас заболеть", нежели терпеть! Мне кажется, это повод перестать себя гнать, бичевать и терзать. И попытаться принять проблему всерьез, хотя бы самому (независимо от того, что говорят другие). У психотерапевтов есть такой прием: взять этого обиженного и запуганного ребенка, который находится где-то внутри нас, и успокоить его, поговорить с ним по-человечески, пока он не перестанет бояться и плакать. Но, чтобы его утешить, надо его сначала выслушать. Не осуждать, бить и ругать, а выслушать и пожалеть. Ну и при этом - принять всерьез! Вы ведь знаете, что и с детьми так - чтобы серьезно с ними о чем-то договориться, надо признать их как личность, принять всерьез, и уважать их чувства. Тогда получится контакт. И тогда может быть получится в чем-то убедить.

А тех, кто сердится на "хлюпиков", которые чуть что "сбегают в болезнь", хочется сказать то же самое. Вы только вдумайтесь, что человек (пусть неосознанно) берет на себя, только чтобы от чего-то отмазаться. Боль, серьезные симптомы, которые делают его нетрудоспособным. Стало быть - очень сильно ему мешает то, от чего он уклоняется. И очень сильно он боится потерять то, из-за чего не решает проблему напрямую. Может быть он боится как раз вас потерять? Или вашего непонимания боится? Или осуждения.

***

А еще мне тут хочется написать, что в некоторые разновидности психосоматики я не верю! Вот не верю и все! Например, я недавно в разговоре с подругой услышала такую теорию, что один человек очень сильно не хотел куда-то идти, но все же пошел, и по дороге сломал ногу. И вот якобы он "психосоматически" сломал ногу, как бы "специально", чтобы не пойти, и чтобы впредь его туда не звали. Вот в это мой ум отказывается верить. Я не верю, что можно от подсознательного желания сломать ногу действительно споткнуться и упасть! Верю, что может живот разболеться, температура подняться, что-то такое. Телесный такой протест. Но когда человек спотыкается и падает - это просто несчастный случай! Разве что - от плохого настроения может быть человек был более рассеянным, и плохо под ноги смотрел. Но все равно ни в какое даже неосознанное "специально2 я тут не верю. А вы? :-)

А еще иногда бывают совпадения. В которые потом тоже никто не верит.
Пример: одна моя подруга знала, что ее дочь не любит навещать тетю. Каждый раз она скисала, когда надо было туда поехать, начинались отмазки, нытье и.т.д. Но иногда тетю навещать надо, а то она обижается. В общем - раз в год таки ехали. И вот однажды собрались к тете. Уже договорились, что без вариантов. Дочери велели в назначенный день прийти из школы и ждать возвращения мамы с работы. Чтобы мама пришла, и они сразу поехали. И вот дочь, вернувшись на три часа раньше мамы, затеяла какое-то рукоделие. (А она рукодельничала много, и часто ставила эксперименты.) Один из экспериментов не удался, у нее загорелся парафин, она немного напакостила на кухне, и обожгла руку. Когда мама вернулась, она обнаружила такой ожог, что визит к тете конечно отменился, а вместо этого пошли в больницу - накладывать повязку с обезболивающей пенкой. Но мама говорила: "Вот точно знаю, она специально!" А я не верю. Я верю, что дочь решила три часа перед маминым появлением провести за интересным проектом, который как раз будоражил ее творческую душу. Может быть она немного торопилась, желая закончить все к маминому приходу, а может быть просто - обычная авария. Сколько их было у рукодельников. Не верю, что ребенка (подростка) прямо какой-то инстинкт поведет "в пекло", только чтобы в скучные гости не идти. Мне кажется, что это - те случаи, когда драму преувеличивают сами "обвинители". Это, можно сказать - их психосоматика. Что им в обычных несчастных случаях какая-то партизанская война мерещится.