April 17, 2013

Как пользоваться книжками для художников?! :-)

Добрый день, Яна!
Мой вопрос про книжки для художников. Подскажите, как ими пользоваться?
У меня есть несколько увеситстых томов различных "анатомий" (прекрасный Енё Барчаи в том числе), с которыми ну совершенно не ясно, что делать, чтобы достичь подобного мастерства. Может, надо рисовать с натуры, держа книжку раскрытой под боком? Может, надо копировать иллюстрации? Не знаю, с какого края подступиться, от этого страшновато: объем работы-то большой!

В принципе, этот вопрос относится и к альбомам каллиграфии, и ко многим другим профессиональным пособиям по изобразительному искусству.
Заранее миллион спасибо, мне будет очень приятно прочитать совет человека с вашим опытом. Мой никнейм knigoliza, с удовольствием поучаствую в дискуссии в комментариях.
С лучшими пожеланиями,
Лиза.
P.S. На всякий случай: можно публиковать все-все!

***

Здравствуйте!
Хороший вопрос!
Я думаю, что не существует универсального рецепта, как пользоваться книжками для художников, и вообще книжками. Один из учебников по черчению у меня лежал 20 лет, пока я не поняла, что лучшее применение ему - порезать на коллажи. А еще была книженция про ренессанс, скучнючая, ужас. И кончилось тем, что я ее при всех уборках-разборках не выбросила и не подарила только по двум причинам:
1 - это единственная книга, в которой есть самая лучшая, самая качественная, самая детальная репродукция автопортрета Дюрера (того самого). И просто нет-нет, а раз в 5 лет кто-то придет на кухню, что этого протрета еще не видел, и мы достаем эту монстрятину с полки и смотрим - вот, охрененный портрет Дюрера, каждый должен был его хоть раз увидеть.
2 - Лучшая книжка, чтобы использовать как пресс, когда склеиваешь что-нибудь, типа тетрадки. Положишь на ночь под нее - утром все намертво приклеилось. :-)

Но, шутки в сторону. Барчаи эту, умную книжку, велели всем студентам купить на первом же курсе. А у меня уже была - у родителей. И потом всех ею мучили. За 4 года в художке никто ни разу толком не ответил, что с нею надо делать, и как. Я только помню, что срисовывать с нее как раз почему-то запретили. А что еще делать? Смотреть и учить анатомию. А так же смотреть и учиться - как надо штриховать всякую академическую скукомотину. Потом была еще одна художка, и еще 4 года тех же терзаний. Там мне эту книгу покупать уже не пришлось, потому что та-да - она у меня уже была. И тоже не стало яснее, зачем она мне.

Понятно стало, когда у меня произошел спор, чуть ли не до драки, с коллегой. Рисовали эротическую картинку, сложную. И он нарисовал женщину в странной позе, как-то странно оперевшуюся на лопатки. И мы спорили - может так быть, или не может. М доспорились до того, что поснимали майки, и давай крутиться у зеркала с тремя створками, заглядывая за угол. у кого как поворачивается или не поворачивается. И обнаружили, что спины у нас очень разные, и у меня не выходит то, что у него выходит легко. и вообще между некоторыми точками на грудной клетке и лопатками очень разное расстояние (если мыслить пропорционально). И т.к. речь шла о сложной части тела. мы не могли понять, что откуда куда растет. Кончилось тем, что пошли взяли эту книгу, и посмотрели. как к чему приделаны лопатки и ключицы. И успокоились. Там просто по скелету и слою мышц сразу стало ясно, кто неправ. Когда действительно сложный вопрос по анатомии, просто полезно взглянуть на скелет. а в данном случае, например, на гипсовый скелет посмотреть - было бы недостаточно. Надо было посмотреть еще на рисунки с мышцами - что за какие места крепится.

В общем - я не знаю, соизмерима ли эта польза в одном споре с хранением такой книженции на полке в течение уже наверное 40 лет (с учетом, что первыми к ней приговорили моих родителей). Но польза бывает.

В остальном - очень многие такие книги просто являются сборников образцов, "как надо". Причем, ходить и смотреть снова и снова, бывает очень полезно. Иногда при рассматривании образцов, от которых вы сами технически далеки, со временем обнаруживается все больше деталей, из которых становится яснее, как это сделали. Или вообще изменяется ваш взгляд на все - сначала оно кажется каким-то заоблачным, а через полгода может оказаться, что в гораздо более простой картинке обнаружилась глубина, а от этого образца - вся загадка пропала.

Есть книги, которые - как настоящие учебники. Они так и составлены, так и написаны. Пошаговые инструкции, и их нужно открывать, класть рядом, и выполнять шаги. Ну или по крайней мере много советов, как надо. Например: Слово о живописи из Сада с горчичное зерно.

А еще есть книги с рецептами. Это когда читаешь все вместе, автор идет к тому, как какая-то штука работает, а потом выдает конкретный рецепт, например, как сварить грунт или какую-нибудь там маскировочную жидкость. И, добравшись до этого места, и поняв все, о чем шла речь, можно прямо с книжкой идти на кухню, и варить грунт, или клей, или что там.

А еще есть книги-вдохновители. Вроде всяких там "десять тысяч лучших иллюстраций (дизайнов, макетов, плакатов)". Это просто "насмотреться хороших работ". Увидеть много вариантов, как можно выходить за рамки и оригинально мыслить. Подсмотреть много симпатичных цветовых гамм.

Кстати о гаммах: у Линды Вайнман, помнится, были книги, где симпатичные гаммы выдавались прямо с номерами, чтобы найти нужный цвет в фотошопе. Можно сразу брать и копировать цвета, и всей готовой палитрой раскрашивать свое. У меня тоже такое есть, в книге "Тайные знания коммерческих иллюстраторов" - даже с примерами известных картин, в этих гаммах нарисованных.

С некоторых книг нужно просто срисовывать, потому что единственное, что интересует владельца, это "как они это сделали". И это просто картинки, без объяснений. И помогает только рассматривать, до дыр, и пытаться понять, сколько там слоев, чем их нарисовали, как это сделали, и.т.д. И пытаться повторить.

В общем - предположительно всякие академические учебники показывают "как надо". Что с этим делать - ваше личное дело. Можно смотреть и вдохновляться, можно попытаться копировать, наверное и обвести вам никто не запретит, или скопировать. вырезать и раскрасить, если это вам что-то даст. :-) А для меня учебниками стали многие книги, которые как таковые и не были задуманы.

P.S. Насчет большого объема: бывают книги, с которыми сразу ясно, что "плевать на объем, хочу по порядку скопировать (или выполнить) все!"
Тогда вопросов нет - надо садиться и любить книгу до конца. А если такого чувства нет, надо просто брать самое привлекательное и вкусное, и копировать (или выполнять, если это задание). Вы сами почувствуете, когда надоест. иногда бывает. что вот так и перелопатишь всю книгу, поняв, что там все интересное, одно за другим. А из некоторых книг сделаешь 5 заданий и успокоишься. Ну и ладно. Даже если хоть чему-то удалось из книги научиться, уже хорошо.

P.P.S. Это все не ответ на глобальный вопрос "как научиться рисовать, и какую роль в этой миссии могут или не могут сыграть книги. Это - другой вопрос, (слишком обширный, для этого поста) и надо начинать с того, что именно хочется научиться рисовать. (Иллюстрации? Мангу? Станковую живопись? Граффити? Поп-арт? :-))