September 6, 2012

Письма с Родины, или о воспитании вкусов публики

Асалам алейкум, кошочка моя! Пишут тебе твои Земляки с приветом из далеких краев. Или ты уже не помниш откуда прехоло. Будь проклят тот день, когда ты родилась на нашей священной земле! Будь проклят тот день, когда тебя взяли Муаллимы в художественный колледж нашей солнечной столицы. Они же не могли знать что в их храме поселилось детя Шайтана! Пусть будут прокляты все нечистые люди, которые печатают твои грязные книги! Пусть горят в вечных муках раджимы, смотроящие на твои развратные картины! Уродливых детей и черных болезней желаем шалавам, котороые читают твою грязь. Когда приедешь на могилы твоих предков мы закидаем тебя камнями так и знай!!!!!!!!!

Такое мне пишут "бывшие соотечественники".

У меня таких много. Я, как Тема, начала их коллекционировать. Правда еще никак не могу научиться от него, и некоторых друзей, главному: подпитываться от таких писем и заряжаться энергией, каким-то магическим образом обращая негатив в созидатлеьную энергию. Некоторые из моих друзей так умеют, и я им все время яростно завидую. У меня не получается этому научиться, пока. Но по крайней мере я научилась пожимать плечами, складывать вот это в отдельную папочку, и вздыхать: "Бедные люди".

Моя верующая бабушка еще советовала за таких людей свечку ставить в церкви.

Собственно, вот я их получаю и складываю. Чаще всего и не дочитываю, по первой строчке уже в общем-то все ясно. А к чему я это тут сейчас опубликовала? (Помимо того, что я тут недавно обещала своим читателям показать, кто какие недовольства выражает, и в какой форме).

Между тем у нас периодически возникают дискуссии о том, что такое "воспитание вкусов публики". Дискуссии с теми немногими людьми, которые понимают меня и мое творчество, а так же то, что мне нравится, и почему: мои друзья, моя мама. Я пишу большей частью для людей, которые находятся в России, а живу я в Берлине. Берлин, это даже не Германия - это царство стрит-арта, городского искусства и граффити. Здесь происходит рекордное количество акций так называемого "партизанского искусства". И здесь настойчиво продаются и выставляются многочисленные художники, которых даже здесь мало кто понимает.

Например, такое вот, как мой любимый Данни Гретчер (я про него еще напишу отдельно).

Такое во все времена понимают "далеко не все". Но он входит в число тех, кто просто делает и делает, выставляет и выставляет, много раз в год, регулярно обходит все галереи и магазины, которые такое берут, а иногда и сам стоит со своими работами - на рынке, на всех фестивалях urban art, на Stroke, на Bright, везде, где есть шанс найти единомышленников. И он их находит. В конце концов это кто-то покупает (я тоже покупаю, вешаю на стену и любуюсь), и покупают в достаточных количествах.

Вот это называется "воспитывать вкусы аудитории" - он просто ставит перед фактом, что он - вот такой художник, он вот так творит, и он намерен продолжать в том же духе, потому что в его работах содержится некая творческая цель, над которой он изо всех сил работает, своим способом. За многими деталями, которые могут отталкивать, все же кроются сильные работы. Он - хороший художник. Если присмотреться. Просто не каждый это может понять и разделить.

Собственно, вот этим призывают заниматься всех "настоящих художников" - быть "верным себе" (ох, как надоело всем это выражение, но все же), и продвигать те работы, которые считаешь удачными сам. Даже если местами зрителям кажется, что ты хвастаешься сомнительными достижениями, и гордишься вещами, которыми не стоит гордиться.

Воспитание вкуса публики, это когда снова и снова делаешь что-то, во что веришь. И выставляешь на продажу. И находишь чужое, которое нравится, и хвалишь, и показываешь. И обосновываешь, почему оно нравится. Пока какой-то процент читателей не пробьет, и они не поймут, что в этом такого. И даже если купят мало - делаешь и выставляешь на продажу еще. И показываешь еще, свое и чужое, даже если больше 50% комментариев - "Ой, ну фи..."

Так вот - в условиях, где подходят те, кому нравится, а кому не нравится - проходят мимо - я с удовольствием буду заниматься этим самым продвижением того, что мне близко. Там, где половина людей говорит "Ой ну фи", но половина таки говорит "а мне нравится", и медленно-медленно процент понявших это увеличивается - тоже. А там, где за то, что мне нравится, меня предлагают облить бензином и сжечь - я воспитывать ничьи вкусы не хочу. Я поняла, что это - не мое. Нет. Никогда я не хотела встать в один ряд с прогрессивными восточными женщинами, бросающими (рискуя жизнью) лифчики в костер. Нет. Вы уж извините, но я предпочла просто уехать туда, где можно носить или не носить что угодно, а кому не нравится - смотрят в бок.

Это была объяснительная по поводу того, почему вкусы некоторых аудиторий я воспитывать отказываюсь. И не надо мне писать "надо стараться, надо не терять надежду, и надо биться за то, чтобы то, что вы считаете хорошим, понимали везде" и "Если уж вы делаете свое искусство со всей душой, нужно идти до конца и страдать и биться за свою идею!". Нет, не надо. Кто эту чушь придумал, что всякий художник должен биться невесть с кем за какую-то идею?! Совсем не везде тому, что мне нравится, рады. И это совершенно не моя миссия, внедрять своих голых теток, и нарисованные с юмором и легкостью сиськи там, где их считают воплощением зла. И меня - впридачу. Не буду я прилагать никакие усилия к тому, чтобы навязать себя и свое творчество тем, кто считает меня каким-то там "порождением Шайтана", помилуйте. Я вообще тут просто рисую, и показываю, кому нравится.